Одарённые дети-конвертирован

Утверждаю
Приказ МКОУ
От_______№_____
Директор
__________Алипханова М.С.

ПРОГРАММА
«ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ»
МКОУ «Тюпкутанская СОШ»
на 2021-2026 гг.

с.Алимпашаюрт

СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Паспорт программы
3
Раздел I. Пояснительная записка
5
Основания для разработки программы «Одарённые дети»
5
Общая характеристика одарённости:
7
Модель одарённого ребёнка
8
Актуальность разработки Программы
9
Концепция программы
9
Основные направления программы
10
Принципы программы
11
Кадровое обеспечение
12
Участники реализации программы
12
Принципы педагогической деятельности в работе с одарёнными
детьми
13
Формы работы
13
Раздел II. Цель и задачи программы
14
Стратегия работы с одарёнными детьми
14
Сроки и этапы реализации
14
Механизм реализации программы
15
Направления работы по реализации программы
16
Создание благоприятных условий для реализации личностного роста
ОД
17
2 6. Стимулирование и поощрение интеллектуального и творческого роста ОД 17
2.7. Ответственные за механизм реализации программы «Одарённые
дети»
17
Раздел III. Обучение и развитие одарённых детей
18
Обучение одарённых детей в условиях общеобразовательной школы
19
Обучение одарённых детей в системе дополнительного образования
19
Основные подходы к разработке учебных программ для ОД
19
Методы и средства обучения одарённых детей
21
Педагогические технологии и методики обучения ОД
22
Контроль за выполнением программы ОД
24
Раздел IV. Основные формы работы и поддержки ОД
25
Формы работы с ОД (индивидуальная и групповая)
25
Взаимоотношения со сверстниками
Обоснование проблемы в работе с ОД
25
Образовательные и социальные риски при реализации программы
26
Ожидаемые результаты при реализации программы
26
Раздел V. Работа с родителями
27
5.1 Рекомендации родителям по работе с одарёнными детьми
27
Раздел VI. Мероприятия по реализации программы «Одарённые
дети»
29
Раздел VII. Список литературы
37

2

Используемая литература при разработке программы «Одарённые
дети».
Рекомендуемая литература для обучающихся.
Рекомендуемая литература для родителей
Раздел VIII. Приложения
Приложениe 1. Виды одаренности
Приложениe 2. База данных ОД
Приложениe 3. Мониторинг результативности работы с ОД
Приложениe 4. Методы психологических воздействий
Приложениe 5. Психолого-педагогический мониторинг
Приложениe 6. Учитель в системе реализации программы: основной базовый
компонент профессионально-личностной квалификации педагога
для работы с одаренными детьми

3

37
37
37
39
39
43
44
45
46

48

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ «ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ» МКОУ
«Тюпкутанская СОШ» на 2021-2026 гг.
Учреждение

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Тюпкутанская средняя общеобразовательная школа»

Наименование
Программы
Руководитель
программы
Разработчик
Программы
Кем утверждена
программа
Заказчики
Программы
Исполнители
Программы
Основания для
разработки
Программы

Программа «Одарённые дети»
(2021-2026 гг.)
Директор
Заместители директора школы по воспитательной работе
Методическим советом школы. Протокол №

от

г.

Родительская общественность, педагогический коллектив, социум
Администрация ОУ, педагогический коллектив ОУ, ученический коллектив, родительская общественность.
• Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации», от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
• Федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;
• Концепции долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации до 2020 года;
• Конвенция о правах ребёнка;
• Санитарно-эпидемиологические требования к условиям
и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях /Санитарно-эпидемиологические правила
и нормативы СанПиН 2.4.2. 2821 - 10 / Постановление
Главного государственного санитарного врача РФ от
29декабря 2010 г. N 189;
•

•
•
•
•

Устав школы;
Программа развития школы;
Образовательная программа школы на 2019-2020
учебный год.;
Анализ работы школы за 2019-2020учебный год;
Локальные акты школы.

4

Срок
действия 2020-2025 гг.
Программы
Этапы реализа- 2021-2022 гг. - подготовительный этап
ции Программы 2022-2024 гг. - 1 этап: организационно-диагностический
2024-2025 гг. - 2 этап: внедренческий
2025-2026 гг. - 3 этап: обобщающе-аналитический
Концепция
Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск,
выявление и развитие должны стать одним из важнейших
аспектов деятельности педагогического коллектива школы.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в
дошкольном учреждении и начальной школе на основе
наблюдения, изучения психологических особенностей, речи,
памяти, логического мышления. Диагностика одаренности
должна служить не целям отбора, а средством для наиболее
эффективного обучения и развития одаренного ребенка.
Основная цель
Создать условия для выявления, поддержки
и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.
Основные зада- Выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых
чи
детей, так и способных, создание условий для развития творческого потенциала личности таких школьников.
Разработка научно-методического обеспечения диагностики,
обучения и развития одаренных детей. Создание базы данных
ОД в рамках Программы. Внедрение в учебный процесс
интерактивных технологий. Развитие сферы дополнительного
образования, удовлетворяющего потребности, интересы детей и
социума.
Подготовка и повышение квалификации кадров по работе с
одаренными детьми.
Приоритетные
Создание условий для оптимального развития детей с высоким
направления
творческим потенциалом, привлечение их
к
научнопрограммы
исследовательской деятельности.
Основными ресурсами для реализации Программы являются:
Ресурсное обес. кадры, их высокий уровень мотивации и профессионализма;
печение реали. инновационный (использование современных педагогичезации програмских технологий);
мы
. общественная форма управления (Общешкольный
родительский комитет)

5

Ожидаемые
результаты
Программы

Объём и основные источники
финансирования
программы

Увеличение количества одарённых детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности.
Повышение качества образования и воспитания школьников в
целом.
Положительная динамика процента участников и призеров
конкурсов, олимпиад, фестивалей, творческих выставок, соревнований различного уровня.
Создание комплекса благоприятных условий, обеспечивающего
формирование и развитие личности, важнейшими качествами
которого станут инициативность, способность творчески
мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать
профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей
жизни.
Создание творческого педагогического коллектива, участвующего в планировании и разработке программ, апробации экспериментов и инноваций, стимулирующих развитие профессиональных педагогических компетенций.
Выполнение программы обеспечивается за счет бюджетных и
внебюджетных средств:
• спонсорской помощи;
• грантов.

Управление программой

Управление реализацией Программы «Одарённые дети» на
2021-2026 гг. осуществляется администрацией школы.

6

«Если дети – национальное
достояние любой страны, то
одарённые дети – её
интеллектуальный и творческий
потенциал»
Р.Н. Бунеев

Раздел I.
Пояснительная записка
Программа «Одаренные дети» разрабатывается с учетом особенностей современной системы образования города Волосово и Волосовского района, в
соответствии с программой развития образовательного учреждения и будет являться
основой для работы с одаренными детьми. Она направлена на эффективное
выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого
ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в массовой школе с учетом
внедрения ФГОС второго поколения.
Программа содержит алгоритм действий педагогов, психолого-логопедической
службы школы, администрации. При этом она допускает вариативный подход, не
должна рассматриваться как догматическая конструкция.
Содержание материала сконструировано в соответствии с традиционной логикой
рассмотрения сложных психолого-педагогических явлений. Концептуальные основы
дают общий ответ на вопросы, что такое детская одаренность и кого следует считать
одаренным, на какие методологические принципы следует опираться при работе с
одаренными детьми. Это позволяет создавать общую схему выявления детской
одаренности в школе, начиная с дошкольного возраста и начальных классов, и
разрабатывать методический инструментарий для практического решения как
психологических, так и педагогических задач. Это, прежде всего цели и содержание
обучения, формы организации, методы и средства образовательной деятельности.
Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся
одной из приоритетных задач современного образования.
Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне
обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых
детей или специальных классов для одаренных. Но существует возможность и другого
решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и
воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.
Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый
ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуальнотворческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория
детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Способный, одаренный ученик – это высокий уровень каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут
себе работу, чаще сложную, творческую.
Одаренность бывает художественной (музыкально-художественной), психомоторной (спортивная), академической (способность учиться), интеллектуальной
7

(умение анализировать, мыслить), творческой (не шаблонное мышление).
Постепенный отход системы образования от «штамповки» и понимание возможности воспитания будущего творца на образовательном «конвейере» все больше
осознаются и заставляют искать новые формы работы с одаренными и талантливыми
детьми.
Важнейшим направлением решения данной проблемы, в ближайшей перспективе, является реализация специальных программ обучения, которые соответствовали
бы потребностям и возможностям этой категории обучающихся и могли бы обеспечить дальнейшее развитие одаренности.
Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие
целям опережающего развития, определенные ФГОС. Основной задачей должно стать
воспитание молодых людей, обладающих нестандартным мышлением, склонных к
научным исследованиям, тех, кто будет готов заниматься внедрением результатов
этих исследований в жизнь.
Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее
десятилетие, направленность на гуманистические, личностно - ориентированные и
развивающие образовательные технологии изменили отношение к обучающимся,
проявляющим неординарные способности. Постепенно в общественном сознании
начинает формироваться понимание того, что переход в век инновационных технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала, так как
это один из решающих факторов экономического развития страны. Следовательно,
создание условий, обеспечивающих раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей, составляет одно из перспективных направлений развития системы образования.
Важнейшим приоритетом в такой ситуации становится интеллект, творческое
развитие тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного
процесса. Поэтому, одаренные дети должны рассматриваться как национальное достояние страны и быть в центре специальных педагогических и социальных программ, поскольку самые большие надежды на улучшение условий жизни и процветание России связаны именно с одаренными молодыми людьми.
Образовательную деятельность педагогический коллектив школы МОУ
«Волосовская НОШ» начал с 01 сентября 1998 года. С первых дней существования
педагогический коллектив школы взял курс на информатизацию образовательного
процесса и организацию широкого спектра предложений в системе дополнительного
образования. На сегодня, осуществляется традиционное психолого-педагогическое
сопровождение и поддержка детей начальных классов, выявление детей для более
углубленных индивидуальных исследований, системное диагностирование педагогом психологом. С целью выявления способных, мотивированных и одарённых детей, их
самореализации и профессионального самоопределения, педагогом - психологом
школы проводится ежегодное тестирование и диагностическое исследование среди
обучающихся 2-4 классов (количество респондентов – около 300) по:
- измерению уровня интеллектуального развития (тест: ШТУР, Гуревич)
- опросник Д. Голланда «Определение профессионального типа личности» и Е.
Климова ( дифференциальный диагностический опросник - ДДО:анкетирование)
- карта интересов (опросный лист)
- изучение интеллектуальной сферы в рамках мониторинга адаптивности к школьному
обучению
- изучение тревожности, мотивации и самооценки в рамках адаптивности
обучающихся к школе
8

-анкетирование «отношение к школе»
- анкетирование «ОУ глазами родителей и обучающихся»;
- анкетирование «Устаете ли вы в течение учебного дня или учебной недели» - изучение восприятия обучающимися учебной нагрузки в школе.
- анкетирование отношение к учебным предметам - изучение лидерских качеств «Я лидер».
По результатам диагностических наблюдений и исследования проводится
следующая работа:
- составляется мониторинговая карта;
- разрабатывается база данных детей, определяется группа одарённых и мотивированных детей.
Мотивация обучающихся к учебной деятельности в школе создается за счёт:
- внедрение в учебно - воспитательный процесс личностно ориентированных технологий обучения и воспитания;
- применение информационно - коммуникативных технологий;
разработка для обучающихся индивидуальных маршрутов;
- организация научно - исследовательской деятельности обучающихся (участие в конкурсах, олимпиадах, проектах, конференциях и т.д.);
- профессиональная компетентность учителя как одно из важнейших средств мотивации;
- применение личностно - ориентированной подхода, с учётом индивидуализации;
- привлечение специального дополнительного образования.
Продолжается ежедневная работа по выявлению творческого потенциала
обучающегося. Педагогами школы уделяется в своей работе внимание средне- и
слабоуспевающим обучающимся наряду с сильными. Продолжается совместно с
психолого-социальной службой школы поиск путей мотивации средне- и
слабоуспевающих для привлечения их к творческо-исследовательской деятельности.
Дополнительное образование вносит существенный вклад в образовательный
процесс, в воспитание и оздоровление всех обучающихся и вся система внеурочной
занятости детей, сложившаяся в нашем образовательном учреждении, направлена на
то, чтобы школьная жизнь стала для них интересной и полезной, а сама школа
привлекательней. Гибкая система школы бесплатных дополнительных занятий во
второй половине дня позволяет всем желающим школьникам обеспечить
возможность ликвидации пробелов в знаниях, заняться проектной деятельностью,
развитием творческих способностей.
Успешно продвигается вовлечение учеников начальной школы в научно исследовательскую деятельность.
Ежегодно отслеживаются итоги участия детей школы в конкурсах, предметных
олимпиадах различного уровня и активно привлекаются все ученики школы к
участию в них.
Кроме того, обучающие активно вовлекаются в научно – проектную
деятельность, принимают участие в олимпиадах различного уровня, акциях по
презентации проектов, конкурсах городского и муниципального, регионального и

9

Всероссийского масштаба, выставках, фестивалях, спортивных соревнованиях.
Профессионализм и ответственность, забота педагогического коллектива о будущем
детей являются гарантом реализации программы.
С целью решения проблемы при работе с одарёнными детьми педагогическим
коллективом школы за эти годы выбраны следующие элементы действий:
• выбрана дифференцированная форма урочного обучения;
• проводятся нестандартные уроки, деятельностная форма обучения;
• ведется работа с дополнительной литературой, обдумывание и размышление,
высказывание своего мнения, нестандартные задания;
• организуется выставка творческих работ одаренных детей;
• обеспечивается связь базового и дополнительного образования: организация
специальных факультативов, работа кружков по различным видам
деятельности;
• проводятся ежегодные научно - исследовательские конференции в школе и
общеразвивающие традиционные мероприятия школы различной
направленности.
Школой на сегодняшний день достигнуты неплохие результаты, которые
являются стимулирующим ресурсом в работе с одаренными детьми.
В школе сформировалось стойкое убеждение, что широкий диапазон
включенности ребенка в творческую деятельность обеспечивает его благополучное
развитие. Увеличивается процент из года в год вовлеченности детей во внеурочную
работу.
Система дополнительного образования школы позволяет развить интересы
ребенка в различных областях. Процент охвата детей дополнительным образованием
в школе остается из года в год высокой и составляет на 2020 по внеурочной
деятельности год-100% .
Неизменным условием работы с детьми у педагогов школы остается задача
формирования у ребенка чувства успешности.
На первый план в начальной школе выходит альтернативная деятельностная
парадигма образования, цели которой - развитие личности обучающегося на основе
освоения способов деятельности. Согласно теории Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и
их последователей, процессы обучения и воспитания не сами по себе непосредственно
развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы. Между
обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность. Все это
придаёт особую актуальность задаче формирования в школе коммуникативного
компонента универсальных учебных действий.
Таким образом, у нас есть одаренные дети и педагоги, способные с ними
работать, необходимая база, но отсутствует механизм взаимодействия для более
успешной работы. Сложность заключается и в специфике работы с одарёнными
детьми. Вот некоторые проблемные моменты, требующие пристального внимания:
1. Ослабленность научно-методической поддержки педагогов, работающих с данной

10

категорией обучающихся.
2. Проблемным полем остаётся психолого-педагогическое сопровождение
способных и одарённых детей.
3. Нуждаются в оказании методической и практической помощи родители
способных и одарённых детей.
4. Требует совершенствования сотрудничество педагогов и родителей в создании
условий для развития природных задатков школьников.
5.
Не отлажен механизм межведомственного взаимодействия, способствующий
развитию одарённых детей, росту их творческого и интеллектуального потенциала.
Указанные проблемы приводят к тому, что творческий и интеллектуальный
потенциал одарённых детей не раскрывается в полной мере.
Разрешение вышеуказанных проблем возможно при комплексном и системном
подходе.
Очевидна необходимость привлечения внимания всего педагогического
коллектива школы, родителей обучающихся и общественности к проблеме
одарённости, поиска дополнительных ресурсов и возможностей для оптимизации
этого важного направления в деятельности школы. Все выше сказанное привело к
необходимости разработать и приступить к реализации в школе программы
«Одарённые дети» 2016-2021 гг., которая за время своего существования претерпела
некоторые изменения и нуждалась в доработке и усовершенствовании.
Таким образом, программа «Одарённые дети» на 2021-2026 гг. позволит
систематизировать эту деятельность, а также поднять её на более качественный
уровень.
В основу разработки данной программы «Одарённые дети» положена основа
рабочей концепция одарённости, разработанной по заказу Министерства образования
Российской Федерации Институтом психологии РАН, факультетом психологии МГУ,
Психологическим институтом РАО. В составе авторов концепции: Д.Б.
Богоявленская, доктор психологических наук, профессор; В.Д. Шадриков, доктор
психологических наук, действительный член РАО; Холодная М.А., доктор
психологических наук, профессор.

11

Общая характеристика одарённости
Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный
творческий потенциал. Но возможность творить - это не талант, а умение, которое
каждый может в себе выработать. Способность к творчеству, к созиданию является
признаком одарённости. Формы проявления способностей могут быть разные: явная,
скрытая одарённость.
Отличительным критерием одарённости ребенка, при наличии у него высокой
восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко выраженная,
доминирующая потребность в самом процессе умственной деятельности и
удовольствие от умственного труда. При благоприятном варианте развития
познавательная потребность проходит три уровня:
• потребность в новых впечатлениях (дошкольное детство);
• развитие любознательности, выраженной в интересе к определённым
занятиям, изучению конкретного предмета (младший и средний школьный
возраст);
• познавательная деятельность, направленная на проведение научного
исследования, профессиональное определение (старший школьный возраст).
Искажение и несвоевременное удовлетворение познавательных интересов оставляет
способности в неразвитом, зачаточном состоянии. На сегодняшний день большинство
психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития
одарённости — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности
(природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка
(игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная
активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности,
лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. По своей
природной сути большинство детей талантливы, беда в том, что не все из них об этом
знают. Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье
не всегда помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного
процесса в школе не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Учебный
процесс в общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен
соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются.
Вопросами одарённости детей занимались зарубежные и отечественные
психологи. Известны крупные исследования в области психологии творческой
одаренности американцев Дж. Гилфорда, П. Торренса, Ф. Баррона, К. Тейлора.
На основе идей психологов Дж. Кэрола и Б. Блума их последователями была
разработана методика обучения одарённых детей. Изучением особо одарённых детей
занимался Ж. Брюно. («Одарённые дети: психолого-педагогические исследования и
практика»).
Проблемы одарённости изучали отечественные психологи: Матюшкин А.М. в
работе «Концепция творческой одарённости», Шумакова Н.Б. в ряде своих работ,
Чистякова Г.Д. в статье «Творческая одарённость в развитии познавательных
структур», Юркович В.С. в «Проблемах диагноза и прогноза одарённости в работе
практического психолога».
В научно-методической литературе (Н. А. Менчинская, Л. В. Занков, Д. Б.
Эльконин, В. В. Давыдов и др.) отмечается, что ученики отличаются друг от друга,
прежде всего, способностями к учению, т. е. одарённостью. Так что же такое
одарённость?
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество
12

психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких
(необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности
по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными,
иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких
достижений) в том или ином виде деятельности.
Различают следующие виды одарённости:
- интеллектуальная - связана с высоким уровнем интеллектуального развития.
Такой ребёнок поражает своими рассуждениями, в которых проявляется развитое не
по годам мышление, он отличается наблюдательностью, прекрасной памятью,
разносторонней любознательностью;
- академическая - проявляется в овладении конкретными учебными предметами.
Ребёнок отличается глубиной, лёгкостью, быстротой продвижения в какой-то одной
области знаний, при этом в других областях он может ничем не выделяться и даже
быть слабее своих сверстников;
- творческая одарённость (креативность) - способность человека изобретать,
придумывать что-то новое, выдвигать самые разные фантастические идеи. Ребёнок
находит новые решения, получает оригинальные результаты; отличается
изобретательностью, независимостью, гибкостью мышления, высоким уровнем
развития воображения;
- художественная - является разновидностью творческой одарённости, её следствия
– высокие достижения человека в области художественного творчества и
исполнительского мастерства: в живописи, музыке, скульптуре; актерские
способности. Художественно одарённый ребенок
проявляет
незаурядные
способности в любой из этих областей;
социальная - успешность человека в общении, в межличностных отношениях.
Ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям, умеет и любит общаться со
сверстниками и взрослыми; он хорошо понимает окружающих, популярен среди
ровесников, в контактах с ними часто берёт на себя инициативу, становится лидером,
организатором;
- психомоторная - тесно связана с разнообразными возможностями человеческого
тела. Ребёнок проявляет интерес к деятельности, требующей развития моторики,
точности, ловкости движений, двигательной координации. Он, как правило,
физически развит, хорошо владеет телом, показывает высокий уровень основных
двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить
предметы).
Таким образом, многогранность и сложность явления одарённости определяет
целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов
работы с одарёнными детьми. Одарённым детям, независимо от области проявления
одарённости, свойственны:
• уровень развития способностей;
• высокая степень обучаемости;
• творческие проявления (креативность);
• мотивация - огромный интерес, активность, увлеченность деятельностью в
области одарённости ребенка.
Сущность понятия «детская одарённость» можно выразить формулой:
мотивация + интеллект + креативность = детская одарённость.

13

Модель одарённого ребенка
■

личность, здоровая физически, духовно - нравственно и социально;

■

личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации,
осуществлять проектную деятельность, проводить исследования;

■

личность, обладающая разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры;

■

личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими
ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность,
имеющую право на свободу выбора, самовыражения;

■

личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных
образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей,
сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.

Актуальность разработки Программы
Стратегией развития образования определена цель - повышение доступности
качественного образования, соответствующего требованиям инновационного
развития экономики региона, современным потребностям общества.
Сегодня школьное образование, традиционно считавшимся основным, не решает
своей главной задачи. Оно не может обеспечить ребенка гарантией того, что уровень
полученного им образования достаточен для дальнейшего обучения и успешной
реализации в разнообразных сферах деятельности своих способностей. Школа
гарантирует лишь некий стандарт, который оказывается недостаточным в реальной
жизни. Это и заставляет усиленно искать возможности решения данной проблемы,
используя весь арсенал системы основного общего и среднего (полного) общего и
дополнительного образования (развитие проектной и исследовательской
деятельности, организация предпрофильной подготовки учащихся, кружковая работа).
Данная программа «Одарённые дети» соответствует целям реформирования
образования в России, идеалам его гуманизации, поскольку она содействует
реализации творческого потенциала детей, обеспечивает условия для саморазвития
обучающихся, для повышения их мотиваций к познанию и самовоспитанию. При
этом в школе возникает особая форма организации обучающей деятельности,
нацеленная на обоснование принципиально новой системы образования детей
повышенного уровня обучаемости, на определение парадигмы развивающего
вариативного образования для одарённых детей.
-

14

Концепция программы
Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие
должны стать одним из важнейших аспектов деятельности педагогического коллектива школы. Основной акцент сделан на то, что выявление одаренных детей должно
начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических
особенностей, речи, памяти, логического мышления. Ни одна из форм работы не
может являться самоцелью и выступать в отрыве от других. В частности, диагностика
одаренности должна служить не целям отбора, а средством для наиболее
эффективного обучения и развития одарённого ребенка.
Цель программы: создание условий для выявления, поддержки и развития
одарённых детей, их самореализации, профессионального самоопределения в
соответствии со способностями.

Основные направления программы
1. Нормативно-правовое: обеспечивает нормативно-правовую базу, контроль
и анализ деятельности, права и социальную поддержку одаренных детей.
2. Диагностическое: проведение диагностики одарённых детей, формирование
пакета диагностических методик для выявления одаренности, создание банка данных
«Одарённые и талантливые дети».
Без информации об общем уровне психического развития и индивидуальных
особенностях одаренности ребенка невозможно правильно выстроить процессы
образования и воспитания. За более чем столетнюю историю развития тестологии
(науке о психодиагностике) специалистами разработано огромное количество методик
детской одаренности.
К числу наиболее значимых относятся:
• диагностика интеллекта – А. Бине, Д.Векслера, Дж. Равена;
• диагностика творческих способностей – Дж. Гилфорда, П. Торренса и другие.
Принципы организации диагностики:
• принцип долговременности;
• принцип использования тренинговых методов и заданий;
• принцип комплексного оценивания;
• принцип участия различных специалистов.
Диагностическое обследование может быть поделено на четыре этапа:
1. Этап предварительного поиска (сбор предварительной информации о ребенке).
2.Оценочно-коррекционный этап (уточнение, конкретизация
информации,
полученной на этапе поиска).
3. Этап самостоятельной оценки.
4.
Этап заключительного отбора. Изучение методик диагностики детской
одарённости психологами, учителями и родителями и их применение в
практической деятельности – основное направление работы с одарёнными
детьми.
3. Научно-методическое: внедрение в образовательный процесс технологий
здоровьесбережения,
информационно-коммуникационных технологий,
индивидуального
и
дифференцированного
обучения,
направленных
на
15

удовлетворение образовательных потребностей каждого школьника с учетом его
склонностей, интересов,
учебно-познавательных возможностей.
Включает информационную и научно-методическую помощь, создаёт условия
для отработки и применения новых педагогических технологий. Осуществляет
апробацию научных, психолого-педагогических разработок, внедрение развивающих
программ, позволяющих успешно осуществлять образовательную деятельность.
Создаёт банк образовательных программ и методических материалов для работы с
одарёнными детьми. Создаёт web – страницу «Одарённые дети» на сайте школы.
4. Психолого-педагогическое: включает в себя практическую диагностико прогностическую и психологическую деятельность.
5. Мотивационное: создание научного общества учащихся; методическое
сопровождение научного общества школьников.
6. Кадровое направление: повышение квалификации педагогов на разных
уровнях; организация постоянно действующего семинара для педагогических
работников.

Принципы, заложенные в основу программы
1. Важнейший принцип работы – ориентация на дифференциацию процесса
обучения,
обновление
методов
обучения,
использование
современных
образовательных технологий. Это выражается в замене традиционных методов
обучения диалоговыми формами общения учитель-ученик, ученик-ученик, при работе
в микрогруппах, в использовании ИКТ, технологии разноуровневого обучения,
проектной деятельности.
2. Принцип целостности образования – под целостностью образования понимается
единство процессов развития, обучения, воспитания обучающихся, адекватность
педагогических технологий задачам обучения.
3. Принцип
индивидуализации
–
подразумевающий
всесторонний
и
всеобъемлющий учет уровня развития способностей каждого ученика, формирование
на этой основе индивидуальных программ развития и обучения.
4. Принцип вариативности. Данный принцип предполагает гибкое сочетание
обязательных базовых и профильных предметов, курсов по выбору, дополнительного
образования, позволяющих обучающемуся раскрыть и развить склонностями и
способностями, с учетом его возрастных особенностей и уровня развития.
5. Принцип развивающего обучения – развивающее обучение опирается на зону
ближайшего развития ребенка и способствует ускорению развития.
6. Принцип обновления содержания и методов обучения – использование
эффективных образовательных технологий, внедрение в практику инноваций, ФГОС.
Приоритетные направления:
. реализация государственной и политики в сфере образования;
• сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
. обеспечение оптимального уровня образованности, который характеризуется
способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности, опираясь
на социальный опыт;
. создание комплекса условий, обеспечивающих доступность качественного
16

образования с учётом образовательных потребностей жителей города и факторов его
социально-экономического развития.
Принципы реализации программы:
• личностно-ориентированного подхода (раскрытие в каждом ученике творческого
потенциала, развитие его склонностей и потребностей для реализации их в избранной
профессиональной деятельности);
• программно-целевого подхода (единая система планирования, своевременное
внесение коррективов в планы);
. здоровьесберегающий (создание условий, благоприятных для укрепления
физического, нравственно-психического здоровья школьников);
• вариативности (осуществление различных вариантов действий по реализации задач
развития школы, выбора учащимися дополнительных образовательных услуг).
1. Принцип социальной обусловленности и непрерывного обновления целей,
содержания и методов обучения одаренных детей. Данный принцип предполагает
подготовку личности одаренного ребенка к вхождению в современное мировое
сообщество, реализацию социального заказа образованию на формирование и
развитие базовых компонентов социокультурных компетенций.
2. Принцип единства, преемственности целей, содержания и методов воспитания и
обучения, обеспечивающий единое образовательное пространство, целостность
образовательной системы для одарённых детей.
3. Принцип индивидуально-личностной ориентации, право на самореализацию,
самобытность, автономию, свободное развитие, что является основным критерием
успешного образования и развития одарённого ребенка.
4. Принцип единства деятельностного и творческого подходов к содержанию и
организации процесса педагогической, психологической и социальной поддержки
одарённых детей.

17

Кадровое обеспечение
Подготовка педагогических кадров по выявлению, обучению и развитию одаренных
детей занимает одно из ключевых мест в работе с одаренными детьми, является
необходимым условием претворения в жизнь программы «Одарённые дети».
Профессионально-личностная квалификация педагогов, работающих с одарёнными детьми,
имеет свою специфику, которая выражается в наличии следующих компонентов:
• психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного
усвоения психологии и педагогики одарённости;
• профессионально значимые личностные качества педагогов: высокий уровень развития
познавательной и внутренней профессиональной мотивации; стремление к личностному
росту.
Подготовка педагогов к работе с одарёнными детьми должна обеспечивать становление и развитие как базового, так и специфического компонентов из профессиональной
квалификации:
• создание психолого-педагогических условий для развития профессионального мастерства;
. формирование комплексного подхода (психолого-педагогического и профессиональноличностного) к образованию педагогических кадров;
. определение профессионально-личностных качеств педагогов, работающих с одарёнными
детьми.
Участники реализации программы
Руководители:
• администрация школы;
Творческая группа:
• учителя, педагоги дополнительного образования;
педагог - психолог;
библиотекарь;
социальный педагог школы.
Участники:
• обучающиеся начальных классов;
• родители.
Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:
• на осознании самоценности каждого школьника как уникальной, неповторимой личности;
• на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих
способностей;
. на приоритете внутренней свободы ребёнка, необходимой для творческого саморазвития;
• на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики
«самости», изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое
самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и
самореализация личности школьника.
Принципы педагогической деятельности в работе с
одарёнными детьми
• принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития
личности;
• принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
•
18

• принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
• принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном
участии учителя;
• принцип свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг.
Требования, которые необходимо предъявлять к учителю, работающему с
одаренными детьми: Учитель должен быть:
. творческим, способным к инновационной деятельности;
• увлечён своим делом;
. способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
. профессионально грамотным;
• владеть современными педагогическими технологиями;
• интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
• проводником передовых педагогических технологий;
• психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса.
При работе с одаренными детьми необходимо уметь:
. обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
. стимулировать познавательные способности обучающихся;
. работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать
обучающихся;
• принимать взвешенные психолого-педагогические решения;
• анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
• отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел.
•
•
•
•
•
•

Формы работы с одарёнными детьми:
групповые занятия с одаренными обучающимися;
предметные кружки;
кружки по интересам;
конкурсы;
проектная и исследовательская деятельность;
участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, выставках, конференциях.

Раздел II. Цель и задачи программы «Одарённые дети»
Цель: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их
самореализации в соответствии со способностями.
Задачи:
1. Совершенствование в МКОУ «Тюпкутанская СОШ» системы работы с одаренными
детьми на основе использования и осуществления здоровьесберегающих подходов и
технологий в обучении.
2. Создание условий, способствующих организации работы педагогов с одаренными
детьми в соответствии с целями опережающего развития и реализации образовательных и
творческих возможностей, связанных с доступом к современным информационным
ресурсам обучающихся и педагогических работников школы.
3. «Конструирование мотивов», формирование устойчивой мотивации школьников на
учебную деятельность, стимулирование познавательного интереса.

19

4. Совершенствование
научно-методического
и
психолого-педагогического
сопровождения одарённых детей.
5. Укрепление механизма взаимодействия школы, родителей, учреждений
дополнительного образования, общественных организаций и партнеров образовательной
сети в работе по созданию творческой, проблемно-ориентированной образовательной среды
школы.
6. Учет индивидуальности каждого обучающегося, раскрытие интеллектуального
и творческого потенциала.
Ресурсное обеспечение реализации программы:
- Кадровое: для работы с одаренными детьми современный учитель должен владеть
высоким уровнем специальных профессиональных, психолого-педагогических и личностных
компетентностей (высокий уровень профессиональной подготовки, знания в области общей,
возрастной психологии, методики диагностики личности ребенка, методики корректировки
деятельности и т.д.).
Критерии отбора учителей для работы с одаренными детьми: активная научнометодическая деятельность; стремление к самообразованию и самосовершенствованию;
высокий уровень интеллектуально-духовного развития, эрудированность; наличие
организаторских способностей.
Научно-методическое: создание компьютерной базы данных о передовом педагогическом опыте педагогов в работе с одаренными детьми, применение инновационных
педагогических технологий.
Материально-техническое: обеспечение необходимым оборудованием и материалами
для организации работы кружков, секций, клубов; формирование системы материального
поощрения учителей, чьи обучающиеся добились наиболее значительных результатов в
научно-исследовательской деятельности и другой интеллектуальной деятельности
Стратегия работы с одарёнными детьми
I этап: аналитический - выявление одаренных детей, активизация урочной и внеурочной деятельности как единого процесса, направленного на развитие познавательных
способностей обучающихся.
II этап: диагностический - на этом этапе проводится индивидуальная оценка
познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды
деятельности: учебную и внеклассную. Содержание работы с одарёнными обучающимися
определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Содержание учебного материала
должно настраивать обучающихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть
для таких детей самоценным.
III этап: формирование, углубление и развитие способностей обучающихся старшее звено школы является особым образовательным пространством, в рамках которого,
с одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции по
формированию социально-адаптированной личности, а с другой стороны, реально
происходит постепенная переориентация доминирующей образовательной парадигмы с
преимущественной трансляцией системы ЗУНов к созданию условий для становления
комплекса компетенции, которые рассматриваются как способности человека реализовать
свои замыслы в условиях многофакторного информационного и коммуникационного
пространства.
20

Сроки и этапы реализации Программы 2021-2026 гг.
1 этап (2021-2022 годы): организационно - диагностический
Цель: выявление одарённых детей, формирование системы работы с одаренными
обучающимися и воспитанниками в школе.
Задачи:
• изучение нормативной базы, подзаконных актов;
. разработка программы работы с одаренными обучающимися и воспитанниками;
• проведение олимпиад, конкурсов, фестивалей, выставок детского творчества;
• изучение материально-технических, педагогических условий для успешной реализации
программы.
Создание:
• банка данных по одаренным детям;
• банка творческих работ обучающихся и воспитанников;
• банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов;
• рекомендаций по работе с одаренными детьми.
Организация:
• выявление одарённых детей;
• системы дополнительного образования;
• внеклассной работы по предмету;
• индивидуальных занятий с одарёнными детьми.
2 этап (2022-2024 годы): внедренческий (практический)
Цель: апробация системы работы с одарёнными обучающимися.
Задачи:
. диагностика склонностей обучающихся и воспитанников;
. разработка психолого-методических рекомендаций по работе с одаренными детьми,
материалов для проведения классных часов, викторин, праздников, конкурсов, конференций,
фестивалей;
• проведение олимпиад, конкурсов, фестивалей, выставок детского творчества;
• систематизация мероприятий по работе с одарёнными детьми;
. формирование отдела методической библиотеки школы по работе с одарёнными детьми;
• адаптация учебных программ, факультативов, элективных курсов;
• повышение квалификации педагогов.
3 этап (2024-2026 годы): обобщающе-аналитический
Цель: подведение итогов работы с одарёнными детьми.
Задачи:
• анализ итогов реализации программы;
• коррекция затруднений педагогов в реализации программы;
создание портфолио одарённых детей;
. обобщение результатов работы школы.
Предполагаемые результаты и оценка результативности программы.
1. Создание образовательной среды, способствующей успешности ученика через
проявления его способностей и сохранение физического и психического здоровья.
2. Увеличение количества обучающихся на начальном этапе обучения, имеющих
высокие достижения в олимпиадном движении и конкурсах различного уровня.
3. Развитие потенциала учителя в части компетентного выявления и сопровождения
21

одарённых детей школы.
Механизм реализации программы
- Программа развития, годовые планы работы школы, образовательные программы,
образовательные проекты по направлениям развития, отдельные подпроекты:
- Образовательная программа школы
- Информационно-образовательная среда школы
- Программа « Одаренные дети» МКОУ «Тюпкутанская СОШ» на 2021-2026 гг.
- План воспитательной работы школы
- Профессиональный стандарт педагога
Профессионализм и ответственность педагогического коллектива о будущем выпускников
начальной школы, являются гарантом реализации программы. Выполнение мероприятий по
реализации Программы «Одарённые дети» планируется осуществлять в рамках годовых и
перспективных планов Программы. Для организации работы по выполнению этапов
реализации программы, проведения планируемых мероприятий и оценки их эффективности,
приказом директора школы создана творческая группа по работе с одарёнными детьми.
Направления работы по реализации программы
• разработка учебных и дополнительных образовательных программ, контрольного,
тестового материала для одаренных обучающихся и воспитанников;
• диагностика - как неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное начало;
• создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одарённых
детей;
• развитие творческих способностей обучающихся и воспитанников;
• поощрение и стимулирование дальнейшей творческой деятельности обучающихся и
воспитанников;
• организация методической работы с учителями, воспитателями по реализации данной
программы.
Диагностика
1. Изучение диагностических методик, основанных на валидности, доступности,
информативности.
2. Создание банка тестов для диагностирования обучающихся с 1 по 11 классы по
определению интеллектуальных способностей; банка данных одарённых и талантливых
детей.
3. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся и воспитанников путём
анкетирования и тестов.
4. Изучение личностных потребностей одаренных обучающихся и воспитанников путём
собеседования.
5. Изучение работы обучающихся и воспитанников на занятиях, уроке путём посещения
занятий учителями - предметниками.
6. Разработка программ и методик для работы с одаренными детьми.
Методическая работа
1. Исполнение государственных принципов образования (Закон РФ «Об образовании в
Российской Федерации»).
2. Формирование нормативно-правовой базы, направленной на социальную защиту и
поддержку одаренных детей.
3. Организация методической работы с педагогическим коллективом, обеспечение учебнометодической литературой.
22

4. Совместная коррекционно-методическая работа учителей-предметников, педагогов
дополнительного образования и педагога - психолога.
5. Разработка системы мер по повышению квалификации педагогических кадров,
работающих с одарёнными детьми.
6. Ежегодный анализ состояния и результатов работы учителей с одарёнными детьми,
принятие необходимых управленческих коррекционно-направляющих решений.
7. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных
и одарённых детей.
8. Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.
Развитие интеллектуальных и творческих способностей ОД:
1. Доступность и широкое привлечение обучающихся к проведению олимпиад, конкурсов,
соревнований и фестивалей различного уровня.
- Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приёмов:
- выполнение проблемно-поисковых и проектных работ;
- введение широкого круга разнообразных по тематике дополнительных кружков.

Создание благоприятных условий для реализации личностного роста
одарённых детей
1. Построение предметно-пространственной среды, обеспечивающей развитие способностей
каждого одарённого ребенка и реализацию творческого потенциала педагогов.
2. Подготовка кадров.
3. Организация консультативной помощи для обучающихся целенаправленных на
творческую самореализацию и самодостаточность.
4. Информирование обучающихся о новейших достижениях науки в избранной ими области
умственной и творческой деятельности.
5. Знакомство обучающихся с новинками литературы и научных открытий. Организация
помощи ученикам в подборе необходимой литературы.
6. Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.
7. Предоставление творческих дней для подготовки к олимпиадам, конкурсам,
соревнованиям, фестивалям.
8. Увеличение времени для самостоятельной работы обучающихся и создание
стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в
результатах самостоятельной работы.
Стимулирование и поощрение интеллектуальной и творческой деятельности
одарённых детей
1. Создание в школе постоянно действующих стендов, посвященных победителям и
призерам олимпиад, конкурсов, соревнований и фестивалей различного уровня.
2. Выносить на публичное слушание поощрение успехов обучающихся (линейки, молнииобъявления, сайт учреждения, пресса и т.д.).
3. Награждение почётными грамотами отличников учебы по итогам года.
4. Отмечать заслуги родителей в воспитании одарённых детей на родительских и
школьных собраниях.
5. Отправление благодарственных писем родителям по месту работы.

23

Ответственные за механизм реализации программы
«Одарённые дети»
1. Руководство за реализацией Программы «Одарённые дети» осуществляет методический
совет школы.
2. Ответственный за ресурсное обеспечение: директор школы.
3. Ответственный за психолого-диагностическое обеспечение: педагог-психолог.
4. Ответственный за методическое обеспечение: заместители директора по УВР и ВР;
6.Ответственный за социально-психологическое сопровождение: социальный педагог.
7.Ответственный за информационное обеспечение: руководитель информационной
службы, библиотекарь.

Контроль за выполнением программы «Одарённые дети»
1. Включение в план мониторинга ВШСОКО вопросов организации и отслеживания
результатов работы с одарёнными детьми.
2. Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования обучающихся и воспитанников
творческого уровня.
3. Проведение школьных конкурсов, олимпиад, соревнований, фестивалей, творческих
выставок.
Раздел III. Основные формы работы и поддержки одарённых детей
Крайне важно пробудить в ребенке познавательную мотивацию, но для развития его
одарённости и тем более для обеспечения полноценной творческой отдачи этого еще
недостаточно. Необходимо предоставить ему возможности адекватно удовлетворять
пробудившуюся страсть к познанию. Поддержка одаренных детей и обучающихся и
воспитанников - обеспечение оптимальных условий их обучения и развития.
Цели и задачи:
• выявление конкретных трудностей, с которыми сталкиваются одаренный ребенок;
• разработка эффективных форм помощи одарённым детям;
• оказание социальной помощи одарённым детям;
• использование стимулирующих факторов для одарённых детей (на уровне школы,
города).
Формы работы с одарёнными детьми (индивидуальная и групповая)
. организация кружковых (дополнительное образование) занятий в школе;
• работа с одарёнными детьми в условиях обычных классов (на основе внедрения
развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, нетрадиционных
форм работы на уроке);
• проектная деятельность (работа по исследовательским и творческим проектам);
• участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях, творческих
выставках;
• поддержка участия детей во всероссийских и международных предметных олимпиадах;
. участие в акции «Я - гражданин России»; научно-практической конференции «Шаг в
будущее»;
• психолого-методическое сопровождение работы с одарёнными детьми;

24

• консультации для детей, подростков и родителей, нуждающихся в психологической
поддержке.
Обоснование проблемы в работе с одарёнными детьми
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением
одарённых детей и работой с ними. Это связано с развитием образования, которому присущи
унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда,
отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи. В современную
эпоху,
эпоху
становления
постиндустриального
общества,
когда
значение
интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа
с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
Переплетение семейных, школьных и личностных проблем одарённых детей
предполагает ориентацию психолога и учителя на причины, порождающие эти проблемы, а
также характер необходимой психологической помощи каждому ребёнку.
В числе самых значимых проблем в школе по работе с одарёнными детьми
являются следующие:
• отсутствие научного руководителя в школе;
• отсутствие возможности обмена опытом;
• обобщение опыта работы с одарёнными детьми.
Образовательные и социальные риски при реализации программы
«Одарённые дети»
• неправильное или неадекватное выявление одарённости ребенка, что может привести к
тому, что ребенок, ранее проявлявший способности в избранной им деятельности, может не
достигнуть высоких результатов. И, как следствие, не оправдать возложенных на него
надежд. В результате у него может сформироваться заниженная самооценка, а проявления
истинной одарённости снизятся;
. рост и углубление социальной, интеллектуальной и педагогической пропасти между
«одарёнными» и «обычными» школьниками, невнимание к последним. Это приведет к тому,
что потенциально одарённые дети, чью одарённость в силу обстоятельств не удалось
выявить, не смогут в полной мере проявиться и тем самым не войдут в число одарённых;
• в результате неправильных действий в рамках программы «Одарённые дети» может
произойти снижение социального престижа и значимости данной работы среди родителей,
педагогов и учащихся школы.
Ожидаемые конечные результаты при реализации программы
• увеличение количества одарённых детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные
или иные способности;
. повышение ИКТ-компетентности педагогов и обучающихся;
• повышение качества образования и воспитания школьников в целом;
• положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад,
фестивалей, творческих выставок, соревнований различного уровня;
• повышение уровня психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса, имеющих отношение к работе с одарёнными;
. создание комплекса благоприятных условий, обеспечивающего формирование и развитие
личности.

25

Раздел IV. Работа с родителями
Знают ли родители об индивидуальных особенностях и склонностях своих детей?
Готовы ли они поддержать искру любознательности, развить высокую познавательную
активность в своём ребёнке? К сожалению, не всегда. Поэтому работа с одарёнными детьми в
школе, без тесного контакта с родителями невозможна и малоэффективна.
Практическая работа может решаться через:
1. Анкетирование родителей с целью оказания психолого-педагогической помощи при
обучении и воспитании ОД.
2. Чтение научно-популярных циклов лекций по проблемам развития одарённых детей.
3. Подбор научной и практической литературы для родителей.
4. Организация обучения детей в системе дополнительного образования.
Одарённым детям иногда бывает довольно трудно адаптироваться к условиям
обучения в массовой школе. Причины этого и пути устранения психологического
дискомфорта следует искать учителю совместно с родителями ученика, т.к. такой ребенок и в
семье не всегда имеет психологическую поддержку и возможность реализовать свои
потенциальные возможности.
При организации работы с одарёнными детьми следует:
• учитывать характер семейных отношений и развитие эмоционально - волевых качеств;
. создавать условия для освоения родителями способов формирования у ребёнка
положительной «Я - концепции», как важнейшего условия полной реализации
интеллектуальных возможностей одарённого ребенка;
• оказывать помощь в создании соответствующего семейного микроклимата.
Развитию одаренности детей младшего школьного возраста способствуют высокие
познавательные интересы самих родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере
своей профессии, но и имеют разного рода интеллектуальные «хобби». В общении с
ребенком они всегда выходят за круг бытовых проблем, в их общении часто представлена,
так называемая совместная познавательная деятельность — общие игры, совместная работа
на компьютере, экскурсии, походы, активное обсуждение любимых героев литературных
произведений. Таких родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на
основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения.
Следовательно, задача каждого учителя - разработать систему рекомендаций для
родителей по воспитанию, развитию и обучению, оказанию психолого-педагогической
поддержки семьям, имеющим способных и одарённых детей.
Рекомендации родителям по воспитанию одарённых детей
. дайте ребенку время для размышления и рефлексии;
• старайтесь регулярно общаться со специалистами по одарённости и родителями
одарённых детей, чтобы быть в курсе современной информации;
. старайтесь развивать способности ребёнка во всех сферах. Например, для интеллектуально
одарённого ребенка были бы очень полезны занятия, направленные на развитие творческих,
коммуникативных, физических и художественных способностей;
• избегайте сравнивать детей друг с другом;
. дайте ребёнку возможность находить решения без боязни ошибиться. Помогите ему
ценить, прежде всего, собственные оригинальные мысли и учиться на своих ошибках;
• поощряйте хорошую организацию работы и правильное распределение времени;
. поощряйте инициативу. Пусть ваш ребёнок делает собственные игрушки, игры и модели из
26

любых имеющихся материалов;
. способствуйте задаванию вопросов. Помогайте ребёнку находить книги или другие
источники информации для получения ответов на свои вопросы;
• дайте ребёнку возможность получить максимум жизненного опыта. Поощряйте
увлечения и интересы в самых разнообразных областях;
• не ждите, что ребёнок будет проявлять свою одаренность всегда и во всем;
• будьте осторожны, поправляя ребёнка. Излишняя критика может заглушить творческую
энергию и чувство собственной значимости;
. находите время для общения всей семьей. Помогайте ребёнку в его самовыражении.
Родители обязаны стремиться развивать в своих детях следующие личные качества:
• уверенность, базирующуюся на сознании самоценности;
• понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;
• интеллектуальную и творческую любознательность;
• уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию и терпению;
• привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои
поступки;
• умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов,
рас, социоэкономических и образовательных уровней.
Родители создадут прекрасные условия для развития этих качеств, если своим
собственным поведением продемонстрируют, что: они ценят то, что хотят привить ребёнку
в моральном, социальном или интеллектуальном плане;
• они точно рассчитывают момент и степень реакции на потребности ребёнка;
• они опираются на собственные силы и позволяют ребёнку самому искать выход из
сложившейся ситуации, решать каждую задачу, которая ему под силу (даже если сами
могут сделать все быстрее и лучше);
они практически не оказывают давления на ребёнка в его школьных делах, но
всегда готовы прийти на помощь в случае необходимости или предоставить
дополнительную информацию в сфере, к которой ребёнок проявляет интерес.

27

Раздел VI. Мероприятия по реализации программы «Одарённыедети»
№
п/п

Ответственные
Сроки
исполнители
исполнения
I. Организационное и функциональное обеспечение программы
1. Подготовительный этап:
2020-2021
Заместитель
. Обсуждение программы «Одарённые дети».
уч.г.
директора по ВР
. Внесение предложений по корректировке.
2. Разработка и корректировка плана работы с
2020-2021 уч.г.
Заместитель
одарёнными детьми.
директора по ВР
(подготовительный этап)
3.

Содержание деятельности

Разработка положения о работе с одарёнными
детьми.

Приказ о создании творческой группы по работе с
одарёнными детьми.
5. Подготовка диагностических материалов (анкеты
для родителей, тесты для обучающихся и воспитанников, карты наблюдений и др.). Изучение
интересов и склонностей обучающихся:
уточнение критериев всех видов одарённости.
6. Выявление одарённых детей.
Составление Банка данных
одарённых и талантливых
детей.
7. Утверждение индивидуальных программ обучающихся по предметам (программ дополнительного образования) с ОД.
4.

8. Методическая помощь в организации работы с
одарёнными детьми.
Консультации:
• по вопросам планирования;
. разработке программ;
• по внедрению технологий в УВР;
• по методике работы с творческими детьми.
9. Координация действий учителей, работающих с
одарёнными обучающимися.
10. Комплектование школьной библиотеки и
методического кабинета учебно-методической,
научно-методической, психолого-педагогической
литературой

12. Организация и проведение семинаров по
проблемам работы с одарёнными детьми (по
отдельному плану).

28

Заместитель
директора по ВР,
руководитель
творческой группы
Директор школы
Педагог-психолог

2020 г.

2020г.
2020-2021 уч.г.
(подготовительный этап)

Заместитель
директора по ВР,
Педагог-психолог

2020-2021 уч.г.
(подготовительный этап)

Заместитель
директора по ВР,
педагоги школы

2021-2022 гг.

Руководитель
творческой группы

Руководитель
творческой группы
Библиотекарь

Руководитель
творческой группы,
педагоги

2020-2021 уч.г.
(подготовительный этап)

Ежегодно
Ежегодно

2021-2026 гг.

13. Обеспечение условий для систематического повышения педагогического мастерства учителей
через обучающие семинары, курсы повышения
квалификации.

Директор, педагоги

2021-2026 гг.

II. Организация учебного процесса по реализации программы
1.

Переход на новые образовательные стандарты
второго поколения (ФГОС НОО).

2.

Разработка и реализация индивидуальных программ для одарённых детей.

3.

Внедрение в образовательный процесс педагогических технологий:
- здоровьесбережения;
- информационно-коммуникационных
технологий;
- индивидуального и дифференцированного
обучения;
- проблемно–деятельностного подхода;
- проектно–исследовательской деятельности и
др.
Организация работы по развитию творческих
способностей обучающихся (внеурочная
деятельность).

4.

5.

6.

Включение в уроки нестандартных заданий,
способствующих развитию логического
мышления и творческого воображения
обучающихся.
Проведение школьных олимпиад для обучающихся 2-4 классов.

7.

Проведение школьных предметных дней.

8.

Участие в дистанционных мероприятиях обучающихся 2-4х классов (on-line олимпиады,
конкурсы, дистанционные олимпиады).

10.

Участие одаренных обучающихся 2-4 классов
в городских предметных олимпиадах.

29

Заместитель
директора по
УВР
Руководитель
творческой группы,
педагог-психолог,
педагоги

2021-2026 уч.г.

Руководитель
творческой группы,
педагоги

2021-2026 гг.

Руководитель
творческой группы,
педагоги

Ежегодно

Педагоги

Заместитель
директора по УВР,
руководитель
творческой группы,
учителя начальных
классов
Заместитель
директора по УВР,
руководитель творческой группы,
Заместитель
директора по УВР,
руководитель
творческой группы,
учителя начальных
классов
Руководитель
творческой группы,
учителя начальных
классов

2021-2026 гг.

Ежегодно

2021-2026 гг.

2021-2026 гг

2021-2026 гг

2021-2026 гг

11.

Участие в городских конкурсах и фестивалях,
посвященных развитию лидерских качеств.

13.

Выпуск информационного вестника «Победители школьной олимпиады!» о результатах
участия одаренных детей.
Организация и проведение школьных
конкурсов чтецов, авторов, проектов,
творческих и исследовательских работ,
выставок, рисунков, фестивалей.

14.

15.

Организация и проведение
Международных Интернет – олимпиад,
конкурсов, творческих работ, проектов.

16.

Награждение победителей школьных, городских, районных, региональных и
Всероссийских олимпиад.
Сбор информации и систематизация
традиционных Интернет – олимпиад,
конкурсов и др.
Создание условий для реализации
проектно-исследовательской деятельности
в учебно-воспитательном процессе.

17.

18.

19.

20.

Формирование системы работы по проектноисследовательской деятельности.

Руководитель
творческой группы,
учителя начальных
классов
Руководитель
творческой группы,
библиотекарь
Заместитель
директора по ВР,
педагоги,
Руководитель
творческой группы

2021-2026 гг

Заместитель
директора по ВР,
педагоги,
Руководитель
творческой группы

2021-2026 гг

Администрация
школы

Ежегодно
(ноябрь, февраль,
март)
2021-2026 гг

Заместитель
директора по ВР,
педагоги,
Администрация
школы
Заместитель
директора по УВР,
руководитель
творческой группы
по работе с ОД

Ежегодно
2021-2026 гг

Ежегодно

2021-2026 гг.

Оформление стенда «Гордость школы».

III. Организация воспитательной работы по реализации программы
1.

2.

3.

4.

Создание педагогически целесообразной
структуры ученического самоуправления,
соуправления.
Привлечение актива к реализации общественно
- значимых дел, к активной внеурочной
деятельности.
Организация кружковой работы
(дополнительное образование)
Проведение конкурсов и фестивалей:
- Конкурс чтецов;
- «Волшебная сила музыки»

30

Администрация,
заместитель
директора по ВР
Администрация,
заместитель
директора по ВР.
Администрация,
заместитель
директора по ВР.
Библиотекарь,
учитель музыки,
ответственные

2021-2026 гг
2021-2026 гг
2021-2026 гг
2021-2026 гг

5.

6.

Осенний и весенний
легкоатлетический кросс.
Соревнования по ОФП
Тематические выставки, рисунков, поделок,
коллажей

7.

День здоровья.

8.

Участие в акциях «День Матери», «День
доброты», «Праздник Букваря»

Учитель
физкультуры,
классные руЗаместитель
директора по ВР,
педагоги
Заместитель
директора по ВР,
учитель
Заместитель
директора по ВР,
педагоги

Ежегодно
Ежегодно
Ежегодно
Ежегодно

IV.Развитие спортивной одарённости. Вооружение обучающихся знаниями о человеческой
природе, о значимости движения в жизни человека.
1
2021-2026 гг
Реализация ФГОС через работу
Заместитель
дополнительного образования.
директора по ВР,
Совершенствование работы
руководитель
спортивных кружков.
творческой группы
по работе с ОД,
учитель физической
культуры
2 Участие в районных и городских соревнованиях Заместитель
2021-2026 гг
директора по ВР,
(по графику).
руководитель
творческой группы
по работе с ОД,
учитель физической
культуры
3

Проведение классных часов,
посвященных организации здорового образа
жизни.

Заместитель
директора по ВР,
руководитель
творческой группы
по работе с ОД,
учитель физической
культуры

2021-20256гг

5.

V. Воспитание трудолюбия. Побуждение личности обучающегося к качественному выполнению деятельности выбору способов ее осуществления.

1

Участие в акциях «Экологический субботник»,
«Сдай макулатуру – сохрани дерево!»

Заместитель
директора по ВР,
руководитель
творческой группы
по работе с ОД,
педагоги

2021-2026 гг

VI. Учитель в системе реализации программы
1.

Создание условий для систематического повышения мастерства учителей.
31

Администрация
школы

Ежегодно

2.

Освоение и внедрение в практику организации
УВП компетентностного подхода.

Руководитель
творческой группы
по работе с ОД,
учителя

3.

Проведение семинара для учителей «Одаренные
дети в условиях общеобразовательной школы»:
- «Особенности работы с одарёнными детьми»;
- «Методика работы с одарёнными детьми».

4.

Организация изучения научно-популярной,
психолого-педагогической литературы по работе с ОД.
Организация педагогических и психологических консультаций для учителей.
Разработка системы стимулирования учителей,
работающих с одарёнными детьми.
Проведение «мастер – классов» с участием
творчески работающих учителей (по
отдельному плану).

Заместители
директора по УВР и
ВР, руководитель
творческой группы
по работе с ОД,
педагог-психолог,
библиотекарь
Заведующий
библиотекой,
педагог-психолог
Педагог-психолог

5.
6.
7

8

9
10.
11.

Подготовка и систематизация материалов в помощь классным руководителям, работающим с
одарёнными детьми.
Последний звонок
Организация творческих отчётов о
деятельности кружков по интересам.
Проведение родительских собраний (по плану)

Директор школы

2021-2026 гг

2021-2022 гг.

2021-2026гг
Ежегодно
Ежегодно

Заместители
директора по УВР и
ВР, руководитель
творческой группы
по работе с ОД
Заместитель
директора по ВР

2021-2026 гг

Зам.директора по
ВР
Заместитель
директора по ВР
Заместитель
директора по ВР,

2021-2026 гг

Постоянно

2021-2026 гг
2021-2026 гг

VII.Совершенствование работы методического объединения классных руководителей.
1
Постоянно
Разработка программ по реализации ФГОС
Заместитель
(внеурочная деятельность).
директора по ВР
2
2021-2026 гг
Участие в конкурсах
Заместитель
разработок педагогических
директора по ВР
программ классных часов.
3
2021-2026 гг
Разработка, изучение, использование в
Заместитель
работе локальных актов,
директора по ВР
способствующих безопасности про
ведения школьных мероприятий.
4

Расширение методической подготовки
классных руководителей через регулярные
заседания МО классных руководителей.

32

Заместитель
директора по ВР,
учителя

2021-2026 гг

VIII.
Расширение информационного пространства обучающихся и включение их в совместную деятельность в освоении этого пространства.
Работа школьного сайта. Освещение событий
Отв. за сайт
2021-2026 гг
школы.

IX.Методическое обеспечение программы
1.
2.

3.

4.

5.
6.

7.

Разработка методических рекомендаций по работе с ОД
Сбор и подготовка аналитической информации:
- формирование и своевременное пополнение
базы данных ОД;
- отчёт по реализации индивидуальных
планов работы с ОД;
- мониторинг результативности работы с
ОД
Оказание методической помощи в создании
индивидуальных программ учителям и
педагогам дополнительного образования,
работающим с ОД
Пополнение методического обеспечения
учебных предметов в соответствии с
требованиями новых руководящих документов в
области базового и дополнительного
образования, учебно-воспитательных планов и
разработанных рабочих программ
Организация курсовой подготовки педагогических работников по проблеме одаренности.
Сбор и систематизация материалов по работе с
одарёнными детьми

Обобщение опыта педагогов по работе с ОД

33

Заместители директора
Руководитель
творческой группы
по работе с ОД,

Заместитель
директора по ВР,
руководитель
творческой группы
по работе с ОД
Заместитель директора по УВР,
руководитель творческой группы по
работе с ОД
Администрация
школы
Заместитель
директора по ВР,
руководитель
творческой группы
по работе с ОД ,
библиотекарь
Заместитель
директора по ВР,
руководитель
творческой группы
по работе с ОД

Ежегодно
2021-2022 уч.г.
2022-2023 уч.г.
2023-2024 уч.г.
2024-2025 уч.г.
2025-2026 уч.г.

Постоянно

2021-2022 уч.г.
2022-2023 уч.г.
2023-2024 уч.г.
2024-2025 уч.г.
2025-2026 уч.г.
Постоянно
Постоянно

2020-2021 гг.

X. Социально – психологическое сопровождение одарённых детей
1.

- «Психолого-педагогические основы
содержания работы с одарёнными учащимися»;
- «Что такое одарённость?»;
- «Новинки психолого-педагогической
литературы по данной теме»;
- «Стимулирование творческой деятельности
учащихся»

2021-2022 уч.г.

Педагог-психолог,
библиотекарь

XI.Роль семьи в развитии одарённого ребенка и реализации программы
2021-2026 гг

1.

Организация консультаций для родителей с
психологом, социальным педагогом, учителями

Заместитель ди
ректора по УВР,
руководитель
творческой группы
по работе с ОД

2.

Информирование родителей одарённых детей
по результатам достижений учащимися
определённого уровня образования, развития
творческих способностей
Привлечение родителей к подготовке
школьных мероприятий различного
направления
Проведение родительских собраний
(по отдельному плану)

Классные руководители

Постоянно

Заместители директора, классные
руководители
Администрация
школы, классные
руководители

Постоянно

3.

4.

Ежегодно

XII. Материально – техническое обеспечение программы
1.

Пополнение учебных кабинетов материальнотехническим оборудованием в связи с введением
ФГОС

Директор школы,
зам.директора по
АХЧ

2.

Приобретение оборудования и технических материалов для успешной реализации программы
«Одарённые дети»

Директор школы

ХIII.
1.

2.

3.

2021-2022 уч.г.
2022-2023 уч.г.
2023-2024 уч.г.
2024-2025 уч.г.
2025-2026 уч.г.
2021-2026 гг

Ресурсное обеспечение программы

Комплектование школьной библиотеки и методического кабинета учебно-методической,
научно-методической, психолого-педагогической литературой по данному направлению
Оформление подписки на журналы, научнометодические пособия, необходимые для работы с ОД
Проведение опросов родителей, учителей и
учащихся о качестве проводимых мероприятий
по реализации программы «Одарённые дети»

Директор школы

2021-2026 гг

Заведующий
библиотекой

Ежегодно

Классные
руководители,
психолог

2021-2026 гг

ХIV. Итоги реализации программы
1.

Подготовка отчетов о работе с одаренными
детьми

34

Учителя, педагоги
дополнительного
образования,
организаторы

Ежегодно (май)

2.

Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми

3.

Обобщение и систематизация результатов работы над программой «Одарённые дети»

4.

Создание видеоматериала о работе педагогического коллектива школы по реализации
программы «Одарённые дети»

Творческая группа
по работе с
одарёнными детьми
Заместитель
директора по ВР,
руководитель
творческой группы,
М/О, психолог,
педагоги

2021-2026 гг

Руководитель информационной
службы

2021-2026 гг

2021-2026 гг

Раздел VII
Предполагаемые результаты реализации программы
•
•

Повышение качества образования обучающихся.
Улучшение условий реализации образовательной программы школы.

35

•
•
•

Удовлетворение запросов участников образовательного процесса.
Наличие развитой инновационной образовательной инфраструктуры.
Формирование у обучающихся высоких гражданских, патриотических и
духовно-нравственных качеств.
• Формирование и развитие личности подготовленной к жизни в
гражданском обществе.
• Оптимизация учебной, физической, психологической нагрузки с целью
создания условий для сохранения здоровья одарённых обучающихся.
• Подготовка обучающихся к осознанному выбору индивидуальной
образовательной траектории в профессиональном пространстве социума.
• Развитие:
-ключевых компетентностей, связанных с успехом личности в современном
мире;
-базовых компетентностей, отражающих специфику общего образования;
-специальных компетентностей, отражающих специфику конкретной
предметной или надпредметной сферы будущей профессиональной
деятельности.
• Усовершенствование системы школьного соуправления.
• Обеспечение
уровня
квалификации
педагогических
кадров,
необходимого для успешного развития школы, повышения их научной
информированности в области знания учебного предмета и смежных
дисциплин.
• Практическое применение педагогическими работниками современных
образовательных технологий в процессе обучения и воспитания
одарённых обучающихся.
• Обеспечение открытости деятельности школы.
• Укрепление и развитие элементов учебно-материальной базы для
обеспечения учебного процесса в рамках основных и дополнительных
образовательных программ.

36

Список литературы
Используемая литература при разработке программы
1. Аргинская И.И. Изучение развития учащихся учителем (методические рекомендации для учителей начальных классов), Москва, 1999 г.
2. Ваганова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. М., «Цитадель»,
1999 г.
3. Начальное образование (научно – методический журнал). ЗАО «Русский журнал».
2004 г. № 3.
4. Концепция творческой одарённости. Московская психологическая школа: История
и современность. Т.1. Кн.2.-М.: Психология. Ин-т РАО; МГППУ, 2004 г. – стр.84-91.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический
очерк. Книга. Для учителя. М., Просвещение, 1991г.
6. Аннастази А. Психологическое тестирование. Кн. 2. М., Педагогика, 1982, с. 32–35.
7. Брюно Ж. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика.
Психологический журнал. 1995 г. № 4.
8. Завуч (научно-практический журнал для администрации школ). 2000 г. № 1.
9. Бондарчук М. М., Ковылина Н. В. Биология. Дополнительные материалы к урокам
и внеклассным мероприятиям. – Волгоград: Учитель, 2007 г.
10. Одаренный ребенок. Научно-практический журнал № 1-5 2005 г.; № 1-5 2006 г.; №
1- 3 2007 г.;
11. Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков
в контексте психологической службы. И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Т.В. Вохмянина. Под редакцией И.В. Дубровиной – 4-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2000 г.
12. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. – М.: Цент «Педагогический поиск», 2001 г.)
13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии -М.: Народное образование, 1998 г. -256 с.)
14. Экземплярский В.М. «Проблема школ для одаренных», М., 1977 г.
Рекомендуемая литература для обучающихся
1. Лейтес Н.С. “Легко ли быть одаренным?” Журнал “Семья и школа” № 6. 1990 г., с.
34.
2. Антипова Л., Корнеева Н. Проекты как способ организации детской жизни ХантыМансийск. ГУИПП «Полиграфист» 2002 г.
3. Лейтес Н.С. Психология одаренных детей. М., 1996 г.
4. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. – М.: Международная педагогическая академия, 1994 г. 5.Лейтес Н.С. Судьба вундеркиндов. Журнал “Семья и
школа”. № 12, 1990 г.
Рекомендуемая литература для родителей
1. Мартынов С. “Хочу, чтобы мой ребенок был вундеркиндом”. Журнал “Дошкольное
воспитание”. № 8. 1994 г., с. 77–80.
2. Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1997 г.
3. Одаренный ребенок: особенности обучения. Под ред. Н.В. Шумаковой. – М.: Просвещение, 2006 г.
4. Степанов С.С. «Психологический словарь для родителей», М., 1996 г.
5.Терасье Ж.К. «Сверходаренные дети», М., 1999 г.
37

6. Клименко В. В. «Психологические тесты таланта. Харьков 1996 г.
7. Попова Л.В. «Биографический метод в изучении подростков с разными видами
одаренности», М., 1993г.
8. Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева и др. «Рабочая концепция одарен
ности» под редакцией В.Д. Шадриков, М., 1998 г.
9. Теплов Б. М. «Проблемы индивидуальных различий» М, 1961г.
10. Бурменская Г.В., Слуцкой В.М. “Одаренные дети”. М., Прогресс, 1991 г.
11. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., Педагогика, 1971 г.
12. Гильбух Ю.З. Внимание, одаренные дети. М., Знание, 1991

38

39


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(928)-973-78-68

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».