Киноуроки
Киноуроки в школах России
Проект, который
воспитает поколение выпускников школ с этическими качествами через искусство
кино и добрые дела на примере героев фильмов.
О проекте
Сегодня воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный
приоритет.
Это требует объединения усилий различных
институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и
муниципальном уровнях.
Система нацелена на воспитание у школьников внутренних, духовных качеств
личности, которые напрямую влияют на образ мышления, формирование объективной
оценки собственных и чужих поступков, а также их последствий для человека,
окружающей среды, государства.
Система воспитания – комплексный инструмент, ориентированный на решение государственных
стратегических задач воспитания подрастающего поколения, обеспечивает
консолидацию усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на
федеральном, региональном и муниципальном уровнях. |
При разработке идеи Проекта был использован системный подход, сформирована
таблица созидательных качеств личности, понятий и принципов, включающая 99
понятий (качеств), в соответствии с количеством месяцев обучения в
общеобразовательных учреждениях с 1 по 11 классы.
Уровень сложности вводимых понятий (принципов, ценностей) увеличивается от
месяца к месяцу, от одного учебного года к другому, с учётом взросления
школьников, их готовности к восприятию более сложного и глубокого материала.
Данная таблица получила положительную экспертную оценку в СПбАППО и
рекомендована для использования в процессе создания сценариев фильмов.
Каждое качество раскрывается в идее одного профессионального
короткометражного игрового фильма, задача которого – вызвать эмоциональный
интерес, раскрыть образ героя, модель поведения. К каждому фильму создаётся
методическое пособие для учителя, предлагающее способ подачи
учебно-воспитательного материала, раскрывающее авторский замысел содержания,
расставляя акценты при формировании восприятия школьниками вводимого понятия,
его значения и вариантов проявления в жизни. Важный результат киноурока –
возникшая у школьников потребность подражания героям, обладающим
рассматриваемым качеством. Заключительным этапом каждого киноурока является
социальная практика, общественно полезное дело, инициированное классом после
просмотра фильма и реализованное, как закрепление данного понятия, на практике.
Инновационная система духовно-нравственного воспитания школьников,
создаваемая в рамках Проекта, позволяет организовать воспитательный процесс в
общеобразовательных учреждениях в увлекательной интерактивной форме.
Современная школа, как значимый социальный институт развития подрастающего
поколения, нуждается в качественном инновационном инструменте, способном
сформировать в школьниках стремления к высоким идеалам, побудить к скорейшей
реализации высоконравственных целей на практике.
Все материалы Проекта получили высокую оценку Российской академии
образования, рекомендованы Министерством просвещения Российской Федерации,
размещены на портале «Российская электронная школа», входят в программу
«Культура для школьников» Министерства культуры Российской Федерации.
Эффективность системы воспитания подтверждена научным исследованием,
проведённом при поддержке Фонда Президентских грантов в 2020 году на базе 41
общеобразовательного учреждения 10 регионов Российской Федерации.
Фильмы создаются на благотворительные средства, полученные образовательными учреждениями в результате проведения акции «Киноэкология», в ходе которой проводится сбор макулатуры. Вырученные средства направляются на создание киноурока, который передается школам на безвозмездной основе. Все участники акции указываются в титрах фильма. Таким образом, миллионы школьников становятся не только сопродюсерами фильмов, но и создателями системы воспитания для самих
Задачи проекта
· Способствовать
созданию развивающей среды в образовательных учреждениях России. Воспитывать
подрастающее поколение на принципах нравственного, культурного, интеллектуального
развития;
· Утверждать
созидательные принципы миропонимания в информационном пространстве России с
целью их практического применения в повседневной жизнедеятельности общества;
· Способствовать
созданию и развитию индустрии детского кино для воспитательной деятельности в
России;
· Изучать
и формировать общественный социальный запрос к созданию фильмов;
· Создать
99 детских кинокартин, формирующих нравственный, культурный и интеллектуальный
потенциал учащихся начальной, основной и старшей школы. Обеспечить педагогов
более 43 000 школ страны образовательными материалами для воспитания детей и
молодёжи на фильмах, формирующих созидательные ценности.
Как работает киноурок
Используемые понятия, принципы и ценности являются базовыми, традиционными
для современного российского общества, соответствуют актуальным стратегическим
документам в сфере образования, культуры, молодёжной и семейной политики, а
также являются актуальными для планирования, организации и ведения
воспитательного процесса в школах.
Каждое понятие (качество) раскрывается в идее профессионального
короткометражного детского игрового фильма, предназначенного для проведения
киноурока с обязательным соблюдением следующих этапов:
1) Педагогами школ организуется просмотр профессионального короткометражного
игрового фильма, задача которого – вызвать эмоциональный интерес, раскрыть
образ героя, модель поведения.
2) К каждому киноуроку разработано методическое пособие для учителя,
раскрывающее особенности организации обсуждения фильма: предлагается способ
подачи учебно-воспитательного материала, раскрывается авторский замысел
содержания, расставляя акценты при формировании восприятия школьниками вводимого
понятия, его значения и вариантов проявления в жизни.
3) Важный результат киноурока – возникшая у школьников потребность подражания
героям, которая реализуется в ходе проведения социальной практики (общественно
полезного дела, инициированного детьми и позволяющего проявить рассматриваемое
качество личности на практике).