Учебный план 2021-2022год 11

Пояснительная записка
к учебномуплануМуниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Тюпкутанская средняя общеобразовательная школа»
1. Общие положения
1.1. Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы
промежуточной аттестации обучающихся.
1.2. Учебный план МКОУ «Тюпкутанская СОШ», реализующих основные
общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего
общего образования (далее - образовательные организации), формируются в соответствии с
требованиями:
- Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
РоссийскойФедерации»;
- Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства
образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312(далее - ФБУП-2004);
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее - ФГОС начального общего образования);
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее - ФГОС основного общего образования);
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
- Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345;
Перечня
организаций,
осуществляющих
выпуск
учебных
пособий,
которыедопускаются к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 09.06.2016 № 699;
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в
общеобразовательных
учреждениях,
утвержденных
постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее СанПиН 2.4.2.2821-10);
- ПисьмаМинобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «Методические
рекомендациипо уточнению понятия и содержания внеурочной деятельностив рамках
реализации основных общеобразовательных программ,в том числе в части проектной
деятельности».

2

1.3. Обучение в первых классах проводится по 5-дневной учебной неделе и только в
первую смену.
1.4.Режим работы по пятидневной или шестидневной учебной неделе определяется
образовательной организацией в соответствии с СанПиН.
Продолжительность учебного года при получении начального общего образования
составляет 34 недели, в 1 классе — 33 недели.
Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904
часов и более 3345 часов.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее
30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе
устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.
Продолжительность урока составляет:
- в 1 классе — 35 минут;
- во 2 - 4 классах – 35 - 45 минут (по решению образовательной организации).
1.5.Учебный план является частью образовательной программы образовательной
организации. Образовательные организации разрабатывают образовательные программы в
соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования, среднего
общего образования и с учетом примерных основных образовательных программ
начального общего и основного общего образования. Учебный план образовательных
организаций на 2021/2022 учебный год предусматривает:
4-хлетний нормативный срок освоения образовательных программ начального
общего образования для I-IVклассов;
5-хлетний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего
образования для V-IXклассов;
2-летний нормативный срок освоения образовательных программ среднего общего
образования для X-XIклассов.
Учебный год в МКОУ «Тюпкутанская СОШ » начинается 01.09.2021г.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих
государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих основную
образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое
на их изучение по классам (годам) обучения. Приказом Минобрнауки РФ от 31 декабря
2015 года №№ 1576,1577,1578 во ФГОС начального общего, основного общего и среднего
общего образования внесены изменения, предусматривающие выделение отдельных
самостоятельных предметных областей по русскому языку и литературе, родному языку и
литературе с целью реализации в полном объеме прав обучающихся на изучение русского
языка, родного языка, включая русский язык, из числа языков народов Российской
Федерации.
В соответствии с ФГОС начального общего, основного общего и среднего
общего образования предметная область «Родной язык и литературное чтение на
родном языке» и «Родной язык и родная литература» являются обязательными для
изучения.
1.6. В целях реализации основных общеобразовательных программ в соответствиис
образовательной
программой
образовательной
организации
осуществляется
делениеклассов на две группы:
3

- в соответствии с Примерной основной образовательной программой (далее –
ПООП) начального общего образования: «При проведении занятий по родному языку в
образовательных организациях, в которых наряду с русским языком изучается родной язык
(1—4 классы), и по иностранному языку (2-4 классы) осуществляется деление классов на
две группы: в городских образовательных организациях при наполняемости 25 и более
человек, в сельских — 20 и более человек. При наличии необходимых ресурсов возможно
деление на группы классов с меньшей наполняемостью.
ПООП основного общего образования предлагает при проведении занятий по
родному языку из числа языков народов Российской Федерации в общеобразовательных
организациях, где наряду с русским языком изучается родной язык (5–9 кл.), по
иностранному языку и второму иностранному языку (5–9 кл.), технологии (5–9 кл.),
информатике, а также по физике и химии (во время проведения практических занятий)
деление классов на две группы с учетом норм по предельно допустимой наполняемости
групп.
Вместе с тем сообщаем, что отсутствие специальных норм по делению классов на
группы не стоит рассматривать как запрет. Считаем, что деление классов на группы имеет
педагогическое значение – повышает эффективность учебных занятий и
индивидуализирует процесс обучения.
Таким образом, решение о делении классов на группы принимает самостоятельно
общеобразовательная организация совместно со своим учредителем, с учетом наличия
необходимых финансовых и педагогических ресурсов.
При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы классов с
меньшей наполняемостью при проведении занятий по другим учебным предметам, для
организации предпрофильной подготовки и профильного обучения, в том числеизучения
элективных учебных предметов.
По согласованию с главными распорядителями средств бюджета допускается деление
классов на три группы при реализации образовательных программ, обеспечивающих
углубленное изучение иностранных языков (при изучении первого, основного
иностранного языка), в гимназиях и образовательных организациях с углубленным
изучением иностранного языка, начиная со II класса. Также по согласованию с главными
распорядителями средств бюджета допускается деление класса на группы при проведении
занятий по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» при
выборе родителями (законными представителями) обучающихся двух и более модулей.
Рекомендуется деление IX классов на группы при организации предпрофильной
подготовки.
При составлении учебного плана образовательной организации индивидуальные,
групповые, факультативные занятия учитываются при определении максимально
допустимой аудиторной нагрузки обучающихся согласно СанПиН 2.4.2.282I-I0.
Позиция деления классов на группы включается как организационно-педагогическое
условие в образовательные программы общеобразовательной организации.

4

1.7.При организации обучения в дистанционной, очно-заочной и (или) заочной
формах учебные планы должны быть основаны на требованиях ФГОС начального общего,
основного общего образования, среднего общего образования. Уменьшать количество
обязательных учебных предметов запрещено. Соотношение часов классно-урочной и
самостоятельной работы обучающихся определяется образовательной организацией
самостоятельно.
1.8.В учебном плане для образовательных организаций, в которых обучение ведётся
на русском языке, но наряду с ним изучается языки народов Дагестана, для изучения
родного языка создаются учебные группы на национальных языках, в том числе и на
русском как родном, в каждой из которых должно быть не менее 5 учащихся одной
национальности. Учебные группы могут создаваться из параллельных классов, при этом
родной язык во всех классах должен стоять в расписании одновременно (параллельно)
одним уроком.
1.9. Образовательные организации для использования при реализации
образовательных программ выбирают:
- учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 №
345);
- учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций,
осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699).
Норма
обеспеченности
образовательной
деятельности
учебными
изданиямиопределяется исходя из расчета:
- не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для
освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному
предмету,
входящему
в
обязательную
часть
учебного
плана
основных
общеобразовательных программ;
- не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного
пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого
обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую
участниками образовательных отношений, учебного плана основных общеобразовательных
программ.
1.10. Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью
основной общеобразовательной программы.
Внеурочная деятельность планируется и организуется с учетом индивидуальных
особенностей и потребностей ребенка, запросов семьи, культурных традиций,
национальных и этнокультурных особенностей региона. Внеурочная деятельность
осуществляется посредством реализации рабочих программ внеурочной деятельности.

5

Рабочая программа внеурочной деятельности является обязательным элементом
основной образовательной программы, наравне с иными программами, входящими в
содержательный раздел основной образовательной программы.
Рабочие программы внеурочной деятельности разрабатываются образовательной
организацией самостоятельно на основе требований ФГОС с учетом соответствующих
примерных основных образовательных программ.
Рабочие программы внеурочной деятельности должны содержать:
- планируемые результаты внеурочной деятельности;
- содержание внеурочной деятельности с указанием форм ее организации и видов
деятельности;
- тематическое планирование.
Участие во внеурочной деятельности является для обучающихся обязательным.
ФГОС определено максимально допустимое количество часов внеурочной
деятельности в зависимости от уровня общего образования.
Промежуточная аттестация:
Проведение промежуточной аттестации обучающихся в МКОУ «Тюпкутанская
СОШ» регулируется следующей локальной нормативной базой:
Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся в МКОУ «Тюпкутанская СОШ».
Положение о системе оценивания обучающихся в МКОУ «Тюпкутанская СОШ».
I.Начальное общее образование
Учебный план начального общего образования обеспечивает реализацию требований
Федерального государственного образовательного стандарта, определяет общий объем
нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных, надпредметных и метапредметных направлений внеурочной
деятельности по классам (по годам обучения).
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования в состав обязательных учебных предметов включены:
«Математика», «Русский язык», «Иностранный язык», «Литературное чтение на русском
языке», «Литературное чтение на родном языке», «Окружающий мир», «Основы
религиозных культур и светской этики», «Музыка», «Изобразительное искусство»,
«Технология», «Физическая культура».
Учебный план начального общего образования обеспечивает возможность обучения
на государственном языке Российской Федерации, а также возможность изучения родных
языков народов Дагестана, и устанавливает количество часов, отводимых на изучение
учебных предметов по классам (годам) обучения.
Продолжительность учебного года: I класс – 33 учебные недели, II-IV классы - 34 учебные
недели. Продолжительность урока в I классе в сентябре-декабре - по 35 минут, в январе-мае
– по 40 минут каждый. Продолжительность урока во II-IV классах – 40 минут каждый.
Учебные занятия проводятся в I классе по 5-дневной учебной неделе и только в первую
смену.
6

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней. Для обучающихся в I классе устанавливаются в феврале
дополнительные недельные каникулы.
Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты
времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): в 2-3 классах – 1,5
часа, в 4 классе – 2 часа.
В соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования
предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной
язык и родная литература» являются обязательными для изучения.
В МКОУ «Тюпкутанская СОШ» для изучения родного языка созданы учебные группы
из параллельных классов для изучения родного (кумыкского) языка в1-4 классах в каждой
из которых не менее 5 учащихся одной национальности, а из учащихся разных
национальностей в этих классах комплектованы группы для изучения во время уроков
родного языка предмета «Роднойязык(русский)»-2ч «Литературное чтение на родном языке
( русском)»-1ч.При этом эти предметы стоят в расписании одновременно (параллельно)
одним уроком.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время,
отводимое на данную часть учебного плана внутри максимально допустимой
недельной нагрузки, может быть использовано:
на проведение учебных занятий для углубленного изучения отдельных
обязательных учебных предметов;
на проведение учебных занятий, обеспечивающих различные интересы
обучающихся, в том числе этнокультурные.
Организация образовательной деятельности по основной образовательной
программе начального общего образования может быть основана на дифференциации
содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся,
обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных
областей основной образовательной программы начального общего образования.
Часть учебного
плана, формируемая
участниками образовательных
отношений, предусмотренный в плане, отведён в 1 классе на родной язык -1ч и
литературное чтение на родном языке – 1ч, во 2 классе на родной язык – 1ч,
литературное чтение – 1ч, математика – 1ч, русский язык-1ч, окружающий мир – 1ч; 3
классена родной язык – 1ч, литературное чтение – 1ч, математика – 1ч, русский язык1ч, окружающий мир – 1ч; 4 классе–на родной язык – 1ч, математика – 1ч, русский
язык-1ч, окружающий мир – 1ч;
В учебный план IV класса включен 1 час в неделю (34 часа в год) на изучение
учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (далее - ОРКСЭ).
Выбор модуля, изучаемого в рамках учебного предмета ОРКСЭ, осуществляется
родителями (законными представителями) обучающихся. Выбор фиксируется
7

протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей
(законных представителей) обучающихся. На основании произведенного выбора
формируются учебные группы вне зависимости от количества обучающихся в каждой
группе.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит
из шести модулей и изучается в IV классе (1 час в неделю). В МКОУ «Тюпкутанская
СОШ» родители (законные представители) учащихся выбрали учебный модуль «Основы
мировых религиозных культур» и отведен по 1 час в 4-ом классе. Без балльного оценивания
знаний обучающихся.
В соответствии с ФГОС начального общего образования основная образовательная
программа начального общего образования реализуется и через внеурочную деятельность,
осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы.
Самостоятельно разработан и утверждён план, формы проведения
внеурочной
деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального
общего образования.

8

Утверждаю:
Директор
МКОУ «Тюпкутанская СОШ»
«______» ________2021г.
_______Алипханова М.С
Учебный план
для I-IV классов МКОУ «Тюпкутанская СОШ», реализующих программы начального общего
образования, на 2021/2022 учебный год.
Количество часов в неделю/год
Предметные
области

Учебные предметы
Кла
ссы

Обязательная часть
Русский язык и
Русский язык
литературное
чтение
Литературное чтение
Родной язык и
Родной
литературное
язык(кумыкский)
чтение на родном Литературное чтение
языке
на родном
языке( кумыкском)
Иностранный
Английский язык
язык
Математика и
Математика
информатика
Обществознание
Окружающий мир
и естествознание
Основы
Основы религиозных
религиозных
культур и светской
культур и
этики
светской этики
Музыка
Искусство
Изобразительное
искусство
Технология
Технология
Физическая
Физическая культура
культура

I

II

4/132

Всего

Форм
а
промой.атт
естац
ии

III

IV

4/136

4/136

4/136

12/540

3/99

3/102

3/102

3/102

13/405

*

1/34

1/34

1/34

3/102

*

1/34

1/34

1/34

3/102

тест

–

2/68

2/68

2/68

6/204

К.р.

4/132

3/102

3/102

3/102

13/438

К.р.

2/66

1/34

1/34

1/34

5/168

тест

–

–

–

1/34

1/34

тест

1/33

1/34

1/34

1/34

4/135

тест

1/33

1/34

1/34

1/34

4/135

тест

1/33

1/34

1/34

1/34

4/135

тест

3/99

3/102

3/102

3/102

12/405

тест

21/714

22/748

83/280
3

5/170

4/136

16/542

1/34

1/34

4/136

19/627
21/714
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
2/66
5/170
Русский язык и
1/34
Русский язык
литературное
1/34
чтение
Литературное чтение
Родной язык и
Родной язык
1/33
литературное
( кумыкский)

дикта
нт
тест
дикта
нт

1/34

9

Литературное чтение
на родном языке
( кумыкском)

чтение на родном
языке
Математика и
информатика
Математика
Обществознание
и естествознание Окружающий мир
Максимально допустимая нагрузка

1/33

21/693

1/34

1/34

1/34

3/102

1/34

1/34

1/34

3/102

26/884

26/884

26/884

99/334
5

10

II. Основное общее образование
Учебный план основного общего образования обеспечивает введение в действие и
реализацию требований ФГОС основного общего образования, определяет общий объем
нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных областей по классам (годам обучения).
Учебный план образовательной организации должен предусматривать возможность
введения учебных курсов, обеспечивающих образовательные потребности и интересы
обучающихся. Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и
детей с ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих
обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы.
Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5267 часов и более
6020 часов.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная
часть
учебного
плана
определяет
состав
учебных
предметовобязательных предметных областей для всех имеющих государственную
аккредитацию образовательных организаций, реализующих образовательную программу
основного общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам
(годам) обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего
реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных
представителей), педагогического коллектива образовательной организации.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
может предусматривать (при наличии учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
основного общего образования):
- увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
- введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и
потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные;
- другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности
обучающихся.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
предусмотренный в плане, отведены на изучение отдельных предметов: в 5 классе на
математику -1ч и родной язык( кумыкский) -1ч; в 6классе биология -1ч,родной
язык( кумыкский) -1ч; в 7 классеродной язык( кумыкский) -1ч и русский язык – 1ч;в 8
кл.родной язык( кумыкский) -1ч и обществознание – 1ч; в 9 классе родной
язык( кумыкский) -1ч, физика – 1ч и обществознание – 1ч.
Изучение учебного предмета «История» в V-IX классах осуществляется по
линейноймодели исторического образования (изучение истории в IX классе завершается
1914 годом).
11

Организация
образовательной
деятельности
по
основным
образовательнымпрограммам основного общего образования может быть основана на
дифференциациисодержания с учетом образовательных потребностей и интересов
обучающихся,обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов,
предметныхобластей основной образовательной программы основного общего
образования.
Углубленное изучение отдельных учебных предметов может быть организованов VVIIклассах, как в условиях пятидневной учебной недели, так и в условиях
шестидневнойучебной недели (при соблюдении гигиенических требований к
максимальным величинамнедельной образовательной нагрузки согласно СанПиН
2.4.2.2821-10).
На изучение учебного предмета «Иностранный язык» предусмотрено на
базовомуровне 3 часа в неделю.
Изучение учебного предмета «Технология» в V-VIII классах построено по
модульномупринципу с учетом возможностей образовательной организации. Не
допускается заменаучебного предмета «Технология» учебным предметом «Информатика».
В рамках обязательной технологической подготовки обучающихсяVIIIкласса для
обучения графической грамоте и элементам графической культуры в рамках учебного
предмета «Технология» обязательно изучение раздела «Черчение и графика» (в том числе с
использованием ИКТ).
Для организации предпрофильнойподготовки обучающихся в IX классе
рекомендуется использовать 1 час части учебного плана, формируемой участниками
образовательных отношений, и (или) внеурочной деятельности на реализацию
профориентационных программ для выбора профиля дальнейшего обучения и построения
индивидуального образовательного маршрута.
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
(далее - предметная область ОДНКНР) обязательна для изучения в соответствии с ФГОС
основного общего образования и предусматривает знание обучающимися основных норм
морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об
исторической ролитрадиционных религий и гражданского общества в становлении
российскойгосударственности.Так как предметная область ОДНКНР является обязательной
предметной областью, в учебном плане образовательной организации необходимо
предусмотреть для ее изучения 1 час в неделю (34 часа в год) в V классе за счет части
учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345
определены учебники, которые используются при изучении предметной области «Основы
духовно-нравственной культуры России».
В дополнение к изучению предметной области ОДНКНР в рамках учебного плана
также возможна ее реализация во внеурочной деятельности, а также при изучении учебных
предметов других предметных областей. Принятие решения о реализации предметной
области ОДНКНР, а также решения о выборе учебно-методического обеспечения
предметной области ОДНКНР, включение учебных модулей, содержащих вопросы
духовно-нравственного воспитания, в учебные предметы других предметных областей
относится к компетенции образовательной организации.

12

Предметы этнокультурного компонента. «Концепция нового учебнометодического комплекта по отечественной истории» включает в себя Историкокультурный
стандарт, который определяет основные подходы к преподаванию
отечественной истории в современной школе, в том числе и по изучению региональной
истории. Изучение предмета «История Дагестана» должно идти параллельно (синхронно) с
изучением предмета «История России». В связи с этим должна быть разработана авторская
программа и учебные материалы, предусматривающие
порядок изучения истории
Дагестана в соответствии с линейной структурой изучения курса отечественной истории.
Региональной тематике могут посвящаться как целый урок, так и его фрагмент, в
содержании предметов можно выделить ключевые явления, процессы, которые могут
изучаться как на уровне России, так и региона.
Реализация содержания региональных особенностей Географии Дагестана возможна
через включение тем по региональной географии в процессе изучения предмета
«География» (8-9 классы), решение комплексных и интегрированных ситуационных и
практико-ориентированных задач, расчетных задач, проектов, уроков-диспутов, уроковисследований и др.
В соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования основная
образовательная программа общеобразовательной организации включает часть,
формируемую участниками образовательных отношений, которая может включать
вопросы, связанные с региональной (краеведческой) спецификой развития, куда могут быть
включены предметы «История Дагестана» и «География Дагестана» отдельными
дисциплинами, либо блоками (модульно).
ПООП основного общего образования предлагает при проведении занятий по
родному языку из числа языков народов Российской Федерации в общеобразовательных
организациях, где наряду с русским языком изучается родной язык (5–9 кл.), по
иностранному языку и второму иностранному языку (5–9 кл.), технологии (5–9 кл.),
информатике, а также по физике и химии (во время проведения практических занятий)
деление классов на две группы.
В учебном плане МКОУ «Тюпкутанская СОШ», в которой обучение ведётся на русском
языке, но наряду с ним изучается языки народов Дагестана, для изучения родного
языка( кумыкского) созданы учебные , в том числе и на русском как родном, в каждой из
которых должно быть не менее 5 учащихся одной национальности. Учебные группы
созданы из параллельных классов для изучения родного ( кумыкского) языка в 5-8 классах
в каждой из которых не менее 5 учащихся одной национальности, а из учащихся разных
национальностей в этих классах комплектованы группы для изучения во время уроков
родного
языка(
кумыкского)предмет
«Родной
язык
(
русский)»-2ч
и
«Дагестанскаялитература» -1ч. Учебные предметы стоят в расписании одновременно
(параллельно) одним уроком.
Согласно нормам части 2 статьи 38 Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» образовательные организации самостоятельно определяют содержание
образования, учебно-методическое сопровождение, образовательные технологии, и
поэтому право принятия решения о вариантах реализации регионального компонента и
ответственность остается за образовательной организацией.
13

Библиотечный
фонд
образовательной
организации
при
реализации
основнойобразовательной программы основного общего образования должен быть
укомплектован
печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем
предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными
приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и
материалами, дополнительной литературой.
Дополнительно:
План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и
потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. План
внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации,
объем внеурочной деятельности на уровне основного общего образования (до 1750 часов за
пять лет обучения, в год - не более 350 часов) с учетом интересов обучающихся и
возможностей образовательной организации.
Содержание занятий в рамках внеурочной деятельности должно формироваться с
учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и
осуществляться посредством различных форм организации, отличных от урочной системы
обучения, таких как художественные, культурологические, филологические, хоровые
студии,сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, юношеские
организации,научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады,
поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военнопатриотические объединения и т.д.
Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает план
внеурочной деятельности. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается
при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. Допускается
перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах
одногоуровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года.

14

Утверждаю:
Директор
МКОУ «Тюпкутанская СОШ»
«______» ________2021г.
_______Алипханова М.С.

Учебный пландля V-IX классовМКОУ «Тюпкутанская СОШ» ,реализующих
программы основного общего образования, на 2021/2022 учебный год.

9 класс

6 класс

Русский язык

2/68

2/68

Литература

1/34

Родной язык
(кумыкский)
Родная литература
( кумыкская)

Классы

8 класс

5 класс

Предметн
ые
области

Учебные
предметы

7 класс

Количество часов в неделю/год

2/68

2/68

2/68

1/34

1/34

1/34

1/34

1/34

1/34

1/34

1/34

2/68

2/68

Всего

Форма промежой
аттестации

Обязательная часть
Русский
язык
и
литерату
ра
Родной
язык
и
родная
литерату
ра
Иностран
ные
языки

10/340

диктант

1/34

5/170

тест

1/34

1/34

5/170

диктант

1/34

1/34

1/34

5/170

тест

2/68

2/68

2/68
10/340

К/р

10/340

к/р

Английский язык

Математика
Математ
ика
и Алгебра
информа
Геометрия
тика
Информатика
История России.
Обществ Всеобщая история
енноОбществознание
научные География
предмет
ы
Естестве Физика
ннонаучные Химия
предмет
Биология

5/170

5/170

-

-

-

-

2/68

2/68

2/68

6/204

к/р

-

-

2/68

2/68

2/68

6/204

к/р

2/68

2/68

1/34
2/68

1/34
2/68

1/34
2/68

3/102

к/р

10/340

тест

1/34

1/34
1/34

1/34
2/68

1/34
2/68

1/34
1,5/51

4/136
7,5/255

тест
тест

-

-

1/34

2/68

2/68

5/170

к/р

-

-

-

2/68

2/68

4/136

к/р

1/34

1/34

2/68

2/68

2/68

8/272

Тест
15

ы
Искусств
о

Музыка
Изобразительное
искусство

1/34

1/34

1/34

1/34

-

4/136

тест

1/34

1/34

1/34

-

-

3/102

тест

Технолог
ия

Технология

1/34

1/34

1/34

1/34

-

4/136

тест

3/102

3/102

3/102

3/102

15/510

тест

-

-

-

1/34

1/34

2/68

тест

22/
748

23/
782

26/
884

29/
986

26,5/
901

128,5/
4369

Физическая
Физическ
культура
ая
Основы
культура
безопасности
и ОБЖ
жизнедеятельности
Итого

3/102

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Русский
язык
и
литерату
ра

Русский язык

3/102

4/136

2/68

1/34

1/34

11/374

Литература

2/68

2/68

1/34

1/34

2/68

8/272

1/34

1/34

1/34

1/34

1/34

5/170

-

-

-

-

1/34

-

-

1/34

1/34

1/34

3/102

-

-

1/34

-

-

1/34

-

-

-

-

0,5/17

0,5/17

-

-

-

1/34

1/34

1/68

-

-

-

-

-

-

1/34

-

-

-

-

1/34

Иностран Английский язык
ные
Второй
языки
иностранный язык *
Математ
ика
и
Алгебра
информа
тика
Естестве
ннонаучные Физика
предмет
ы
География
(География
Обществ
Дагестана)
енноРоссии
научные История
(История
предмет
Дагестана)
ы
КТНД
Основы
Основы духовнодуховно- нравственной
нравстве культуры народов
нной
России
культуры
народов
России

16

Технолог
ия

Технология

1/34

1/34

1/34

-

-

3/102

2/68

2/68

2/68

2/68

3/102

11/374

Русский
язык
и
Русский язык
литерату
ра
Родной
1/34
1/34
язык
и
Родной
язык
родная
(кумыкский)
литерату
ра
Математ
1/34
ика
и
Математика
информа
тика
Обществ
еннонаучные Обществознание
предмет
ы
Естестве Биология
1/34
ннонаучные
Физика
предмет
ы
Итого
10/340 10/340

9/306

Максимально допустимая
недельная нагрузка

35/
1190

32/
1088

33/
1122

1/34

1/34

1/34

1/34

1/34

1/170

1/34

1/34

1/68

1/34
1/34

1/34

7/238

9.5/323

43,5/14
79

36/
1224

36/
1224

172/
5848

17

4. Среднее общее образование (ФГОС СОО)
В 2021/2022 учебном году ФГОС СОО в МКОУ «Тюпкутанская СОШ» реализуется в
10-ом классе.
Учебный план для X-XI классов на основе ФГОС реализует модели универсального
(непрофильного) обучения, профильного обучения, а также обеспечивает углубленное
изучение отдельных учебных предметов, предметных областей основной образовательной
программы среднего общего образования.
Программа ФГОС СОО содержит три раздела: целевой, содержательный и
организационный.
Основная образовательная программа содержит обязательную часть и часть,
формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть в полном
объеме выполняет требования ФГОС СОО и составляет 60 %, а часть, формируемая
участниками образовательных отношений, – 40 % от общего объема образовательной
программы среднего общего образования.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей для всех имеющих государственную аккредитацию
образовательных организаций, реализующих образовательную программу среднего общего
образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего
реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных
представителей), педагогического коллектива школы.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
предусматривает (при наличии учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
основного общего образования):
Организация образовательной деятельности по основным образовательным
программам среднего общего образования основана на дифференциации содержания с
учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих
изучение учебных предметов всех предметных областей основной образовательной
программы среднего общего образования на базовомуровнях () основной образовательной
программы среднего общего образования.
ФГОС СОО определяет минимальное и максимальное количество часов учебных
занятий на уровне среднего общего образования и перечень обязательных учебных
предметов.
В соответствии с ФГОС СОО количество учебных занятий за 2 года на одного
обучающегося составляет не менее 2170 часов (не менее 31 часа в неделю) и не более 2590
часов (не более 37 часов в неделю).
Обучающийся имеет право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том
числе на ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в
порядке, установленном локальными актами общеобразовательной организации; выбор
факультативных (необязательных для данного уровня образования) и элективных

18

(избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из
перечня, предлагаемого общеобразовательной организацией (после получения основного

общего образования); изучение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами
(модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в общеобразовательной организации в
установленном ею порядке, а также реализуемых в сетевой форме учебных предметов,
курсов (модулей).
Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план должны
содержать 11 (12) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного
учебного предмета из каждой предметной области, определенной ФГОС СОО.
Общими для включения во все учебные планы являются обязательные учебные
предметы «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика: алгебра и
начала математического анализа, геометрия» или «Алгебра и начала математического
анализа» и «Геометрия», «История» (или «Россия в мире»), «Астрономия», «Физическая
культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», а также индивидуальный(ые)
проект(ы).
Индивидуальный проект как особая форма организации деятельности обучающихся
(учебное исследование или учебный проект) выполняется обучающимся самостоятельно
под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких
изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности:
познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественнотворческой, иной.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года или двух
лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом.
Индивидуальный проект должен быть представлен в виде завершенного учебного
исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального,
прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
Допускается включение в учебный план времени, отведенного в первую очередь на
конструирование выбора обучающегося, его самоопределение и педагогическое
сопровождение этих процессов. Могут быть выделены часы на консультирование с
тьютором, психологом, учителем, руководителем общеобразовательной организации.
Образовательная организация составляет учебный план исходя из своего
календарного учебного графика на текущий учебный год.
Учебные предметы «Русский язык», «Литература», «Родной язык», «Родная
литература», «Иностранный язык», «Второй иностранный язык», «История», «География»,
«Экономика», «Право», «Математика: алгебра и начала математического анализа,
геометрия» или «Алгебра и начала математического анализа» и «Геометрия»,
«Информатика», «Физика», «Химия», «Биология» могут изучаться на базовом и
углубленном уровнях.

19

Общие подходы к организации внеурочной деятельности. Система внеурочной
деятельности включает в себя: жизнь ученических сообществ (в том числе ученических
классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; юношеских общественных
объединений и организаций в рамках «Российского движения школьников»); курсы
внеурочной деятельности по выбору обучающихся; организационное обеспечение учебной
деятельности;
обеспечение
благополучия
обучающихся
в
пространстве
общеобразовательной школы; систему воспитательных мероприятий.
Организация внеурочной деятельности предусматривает возможность использования
каникулярного времени, гибкость в распределении нагрузки при подготовке
воспитательных мероприятий и общих коллективных дел.
Вариативность содержания внеурочной деятельности определяется профилями
обучения
(естественно-научный,
гуманитарный,
социально-экономический,
технологический, универсальный). Вариативность в распределении часов на отдельные
элементы внеурочной деятельности определяется с учетом особенностей образовательных
организаций.

20

Утверждаю:
Директор
МКОУ «Тюпкутанская СОШ»
«______» ________2021г.
_______Алипханова М.С.

Учебный план среднего общего образования
МКОУ «Тюпкутанская СОШ»на 2021/2022учебный год.
Количество часов в неделю
Предметная область

Учебные предметы

Х класс
Базовый
уровень

Базовый
уровень
всего

Форма
промежуточой
аттестации

Обязательная часть

Русский язык и литература

Русский язык

1/34

1/34

диктант

Литература

3/102

3/102

тест

Родной язык и родная
литература

Родной (русский)язык

1/34

1/34

диктант

Дагестанская литература

1/34

1/34

тест

Иностранные языки

Английский язык

3/102

3/102

к/р

Общественные науки

История или Россия в мире

2/68

2/68

тест

Обществознание

2/68

2/68

тест

Математика и информатика

Математика

4/136

4/136

к/р

Естественные науки

Астрономия

1/34

1/34

тест

Физическая культура,
экология и основы
безопасности
жизнедеятельности

Физическая культура

3/102

3/102

тест

Основы безопасности
жизнедеятельности

1/34

1/34

тест

-

-

22/748

22/748

Экология
Итого

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Индивидуальный проект
Общественные науки

1/34

1/34

Защита
проекта

География

2/68

2/68

тест

Экономика

-

-

21

Право

-

-

Математика и информатика

Информатика

1/34

1/34

тест

Естественные науки

Физика

2/68

2/68

к/р

Химия

1/34

1/34

к/р

Биология

1/34

1/34

тест

Предметы и курсы по выбору

7/238

7/238

Русский язык

2/68

2/68

Алгебра

1/34

1/34

Химия

1/34

1/34

Биология

1/34

1/34

Информатика

1/34

1/34

История Дагестана

1/34

1/34

Итого

15/510

15/510

Максимальная нагрузка 6-дневной недели

37/1258

37/1258

Иностранные языки

Второй иностранный язык *

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(928)-973-78-68

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».